Расширение Москвы - это приманка для нового притока населения

Инициатива по прирезке к Москве большого участка земли весьма неоднозначна. Аргументы «за» известны – Москве тесно в границах МКАД, Москва – самый застроенный город мира на километр площади и т. д. Но все же не до конца понятно, зачем делать Москву еще больше. Ведь ясно, что новые территории – это не просто глоток нового пространства. Это приманка для нового и нового потока населения в пухнущую столичную агломерацию. И тешить себя иллюзиями относительно того, что на прирезаемых территориях живет сегодня мало людей, не стоит. Все быстро изменится.

Это не просто брюзжание на тему нерезиновой Москвы. Это вопрос о том, зачем нужна такая огромная страна, если все стремятся съехаться в один город, становящийся все более гигантским. Какой бы быстроногий Ахиллес ни был в московских мэрах, черепаху транспортных, экологических, мусорных и прочих проблем ему все равно не догнать. Она все равно будет бежать быстрее. В итоге никакой качественной среды в Москве мы все равно не получим.

Возможно, большая Москва неплохо вписывается в структуру нашей трехногой экономики. Главная ее часть – добыча нефти, газа и других полезных ископаемых. Эту часть можно закрыть вахтовым способом – во всей добыче занято у нас менее миллиона человек. Вторая – обеспечение добычи необходимым (трубы, оборудование). Тут нужны небольшие промышленные анклавы, оставшиеся в основном от советского времени. А третья – помогает заработанные деньги тратить. Это, собственно, и есть Москва. Зачем же тогда остальная территория, особенно на востоке? Она в реальности не вовлечена в добычу, несмотря на громадье обещаний и планов. Промышленность развита слабо. Праздника жизни там тоже не видно. Зимняя Олимпиада – и та в Сочи. Посмотрим на список городов, где может пройти чемпионат мира по футболу. Самый восточный – Екатеринбург. Кстати, в премьер-лиге играет всего один футбольный клуб из всей азиатской части страны. Зато шесть – из южных регионов. И еще четыре – из Москвы. Так что одно из самых изумительных решений последнего времени – переход на систему «осень – весна» – обретает смысл, если учесть допущение, что в азиатской части страны в футбол мы играть просто не планируем. Осталось просто честно об этом сказать.

Востоку достаются только инфраструктурные проекты, которые в основном реализуются (или обещаются) только на самом краю страны вроде Владивостока и Сахалина. Видимо, мост на Сахалин нужен скорее для того, чтобы его не построили на Хоккайдо (планы такие были). Но все равно такими мерами страну не скрепить. Понятно, что логика северного государства вроде бы диктует принцип компактного проживания для экономии на коммунальном хозяйстве. Но все же вопрос расселения городов-монстров не такой и праздный. Это и новые задачи в области развития средств связи, да и того же транспорта. В этом больше пользы, чем в концентрации всего и вся в одном месте.