От редакции: Лишняя труба

Канцлер Германии Ангела Меркель разочаровала российского президента Дмитрия Медведева. Не надо, говорит, нам третьей ветки «Северного потока», обойдемся без вашего газа.

А ведь сколько у России появилось надежд, когда Германия после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» решила свернуть развитие ядерной энергетики! «Газпром» тут же подсчитал, что благодаря закрытию АЭС и переориентации энергетики на газ у Германии возникнет дополнительный спрос примерно на 20 млрд куб. м в год. А значит, российская газовая монополия могла бы зарабатывать на $8–9 млрд в год больше, если считать в текущих ценах. Премьер Владимир Путин поспешил заявить, что можем и третью ветку «Северного потока» построить, если понадобится. Германия много лет была главным покупателем газа у России, кому, как не нам, должны достаться новые контракты.

Но Меркель была неумолима: «Наши цели сейчас не заключаются в сверхимпорте газа из России». Можно ли считать этот ответ сигналом об изменении российско-германских энергетических отношений?

Приверженность «Газпрома» жестким условиям долгосрочных договоров привела к тому, что мы потеряли часть европейского рынка. А те покупатели, что остались, сейчас активно пытаются смягчить обязательства «бери или плати» и критикуют «Газпром» за высокие цены вплоть до судебных разбирательств (случалось, что спотовые цены на газ в Европе были в 1,5 раза ниже газпромовских). Поэтому жесткая позиция Меркель может быть обычным торгом, частью переговоров о снижении цены на газ.

С другой стороны, Германии и правда не надо столько газа. Меркель говорит, что стране дополнительно понадобится 11 ГВт энергии, половину из которых даст альтернативная энергетика, еще часть будет компенсирована за счет повышения энергоэффективности. Даже если Германия и захочет купить у нас больше газа, мощностей российских экспортных газопроводов вполне достаточно без дополнительных веток: законтрактованный европейцами спрос – 160 млрд куб. м в год, а пропускная способность действующих трубопроводов (без «Северного потока») – 200 млрд куб. м. Тем, кто хотел подзаработать на строительстве еще одной газовой трубы, придется смириться.