Какими будут новые переселенцы в России

России, как и всем странам с тяжелыми демографическими перспективами, нужны мигранты. В них нуждается экономика, общественная жизнь и культура. За последние 20 лет к нам приехали более 8 млн уроженцев бывшего СССР, но даже эта волна, кажущаяся большой, компенсировала только две трети убыли населения. В ближайшие 15 лет трудоспособное население сократится на 11 млн человек.

В силу этих процессов будет стремительно расти спрос на людей, готовых занимать рабочие места на производствах, стройках, в торговле, многих видах малого бизнеса, крайне важного для роста экономики и улучшения качества жизни. Как сочетать обеспечение великих строек госкапитализма, торговлю, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство рабочими руками и заботу о гармоничном развитии общества и интеграции приезжих в российскую среду?

Понимая, что приток иностранцев и неизбежен, и желателен, эксперты из Федеральной миграционной службы (ФМС) и Высшей школы экономики вчера представили в Общественной палате составленную ими концепцию миграционной политики. Авторы уверены, что государство должно отказаться от количественного подхода – годовых квот – и перейти к качественному отбору приезжих. Предлагается по балльной системе оценивать потенциальных претендентов на работу в России и отбирать самых нужных. Авторы уверены, что в России, как, например, во Франции, Германии, Австралии и большинстве стран, являющихся магнитами для мигрантов, удастся выстроить систему, в которой преимущество будут получать обладатели дефицитных специальностей, сравнительно высокого уровня образования, люди, знающие язык страны, в которую они мечтают попасть. Еще один плюс – наличие родственников в России. Такие претенденты получат не только рабочую визу, но и необходимые страховки и возможность перевезти в Россию семью. Обладатели разрешений на временное пребывание смогут претендовать на получение вида на жительство через три года пребывания, но только если они повысят уровень своей квалификации, выучат русский язык, снимут или купят жилье. Авторы уверены, что по результатам такой политики они заменят временных мигрантов постоянными работниками – обладателями российского гражданства. ФМС также надеется на реанимацию программы переселения соотечественников.

Пока из 300 000 человек, предполагавшихся по программе изначально, в Россию переехали около 45 000 соотечественников. Ажиотажа на въезд не наблюдается. Необходимо будет привлекать мигрантов из всех возможных стран, причем не только из государств СНГ.

Идеи авторов концепции звучат так, как будто сами они переехали в Европу. Насколько реалистичными выглядят планы создать «французскую» привередливую систему отбора кадров в стране, которой работники нужны в огромных количествах? Если критерием выдачи вида на жительство будет жилье, то как мигранты, большинство из которых занимают низкооплачиваемые рабочие места, будут его покупать? Да и в целом: отбор мигрантов по качественным признакам будет иметь хоть какой-то смысл только при отсутствии коррупции, иначе новые меры просто приведут к увеличению «ценника» на ввоз рабочих и к удорожанию рабочей силы. На въезде предполагается поставить тонкое сито, но есть ли в стране условия, ради которых квалифицированные люди будут стоять в очереди?

Россия собирается стать разборчивым хозяином, выбирающим гостей. Но достаточно ли этот хозяин привлекателен и гостеприимен? Первой мерой любой миграционной политики в России должно быть искоренение ксенофобии. Наша страна просто не может ее себе позволить. Чиновникам нужно прекратить объяснять высокий уровень безработицы и преступности наплывом мигрантов, которых они намеренно или случайно отождествляют с приезжими из других регионов России. И еще одно обстоятельство, возможно главное: все меры миграционной политики должны быть предварены улучшением инвестиционного климата, поскольку в действительности именно его качеством и определяется «качество» приезжих.