Максим Трудолюбов: Месторождение легитимности

Почти каждая серьезная схватка в нынешней России – это схватка за ресурс. Темная история с атаками на livejournal.com (см. редакционную статью «Шаг к свободе слова»), мне кажется, явление того же порядка. И не только потому, что объекты, существующие в интернете, называются «ресурсами». Речь идет о таком нематериальном, но бесценном ресурсе, как репутация.

Социальные сети уже давно превратились в виртуальные площади, места для общения и дискуссий по всем вопросам – от диеты до политических новостей. Сети особенно востребованы в тех местах, где физические площади закрыты для общественных акций, а деятельность традиционных СМИ ограничена. Именно в таких странах – например, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, России – социальные медиа становятся независимыми СМИ, координаторами коллективных действий и, что особенно важно, генераторами репутаций. Конечно, сети отличаются от телевидения охватом: их аудитория еще долго будет догонять телевизионную. Но интернет давно перестал быть резервацией для технически подкованных молодых людей. Сегодня здесь представлены все взгляды, интересы, возрасты и уровни образования, так что это вполне зрелое и неоднородное сообщество. Главное же в том, что сети – это не однонаправленный канал влияния, как ОРТ или НТВ, а улица с двусторонним движением. Несетевых способов создания подлинных репутаций сейчас в России на удивление мало – возможно, это продажи книг, научные успехи, причем преимущественно в зарубежных университетах, успехи в культурной области, например на фестивалях и выставках. Да и с ними не все бывает ясно.

В сети репутации формируются подлинной поддержкой снизу, а не так, как в контролируемой политике и на телевидении, которым можно управлять и куда можно купить вход. Иными словами, легитимность проектов, например, Алексея Навального и вовлеченность аудитории в деятельность Ольги Романовой – это настоящая легитимность и настоящая вовлеченность. Эта поддержка измерима, она получена понятным для общества путем. У многочисленных телезвезд и членов правящего фронта нет и не может быть ничего подобного, потому что процесс создания репутации в отличие от процесса голосования на выборах нельзя купить.

Уверен, что, когда решался вопрос о покупке доли в ЖЖ олигархом, социально близким нынешней властвующей группе, задача присмотра над ресурсом ставилась. Но эта задача не может быть решена так же, как она решается на физической Триумфальной площади. Нельзя «присматривать» за сетью так же, как за принадлежащей олигарху газетой. Конечно, можно купить отдельных блогеров или частично с ними договориться, что уже многократно опробовано. Опробовано и создание фальшивых блогеров, манипуляции с рейтингами блогов и, конечно, атаки на популярные ресурсы. Но это негативные акции, у их организаторов нет ничего, что они могли бы противопоставить подлинным лидерам общественного мнения. Так что «бесконтрольное» получение легитимности в сетях политические инженеры предотвратить не в состоянии.

Нематериальный капитал, наработанный лидерами онлайн-сообществ, не так просто обесценить. Конечно, его можно размыть, заставив лидера переходить с платформы на платформу, как это уже и происходит. Но эти трудности можно сравнить со сменой номера телефона – в первое время трудно, но контакты скоро возвращаются и приходят новые.

В техническом смысле с ЖЖ наверняка все будет в порядке. Но эта платформа, судя по всему, постепенно перестанет быть единственным ковчегом, где концентрируется почти все живое в российском обществе. Там будет меньше интересного и больше спам-ботов. И это даже к лучшему, поскольку такая концентрация неестественна. Думаю, что способность сетей создавать имена и репутации будет только развиваться хотя бы в силу того, что политические менеджеры до сих пор уверены, что, контролируя традиционные каналы публичности, они контролируют все рейтинги в стране. Этот примитивный технократический подход, вообще свойственный инженерам от политики, давно доказал свою беспомощность. А в сетях он совсем не актуален.

Кроме того, со временем репутации «избранных» на псевдовыборах политиков и накрученных телевидением персонажей будут обесцениваться, а сетевые ресурсы тем временем будут развиваться. В контролируемой медиасфере, где властвуют искусственные рейтинги, мы и забыли, что репутации и авторитет – реальность. Мы оказались в ситуации, когда прямое получение легитимности от избирателей, культурные инициативы да и просто любая живая жизнь реальнее в сети, чем в реальном мире. Это не всегда будет так, но на сегодняшний день заглянуть в сеть – это, по сути, единственный способ узнать, во что люди верят, чем интересуются, какие идеи поддерживают и что думают о будущем страны.