Статья опубликована в № 2908 от 03.08.2011 под заголовком: Цифра недели: $14,3 трлн

Цифра недели: $14,3 трлн

Споры о повышении потолка госдолга в США напоминали драму. Все ингредиенты захватывающего, способного держать в напряжении сюжета, казалось, присутствовали. Было противостояние героя и злодея – минфин с апреля требовал от конгресса повысить максимальный уровень долга с $14,3 трлн, а законодатели-республиканцы, презрительно кривя губы, требовали проводить более ответственную политику. Они вели борьбу за большую идею: нужно было не просто дать добро на увеличение долга, а договориться сократить бюджетный дефицит на $4 трлн за 10 лет – в противном случае долговая позиция США в длительной перспективе оказывалась неустойчивой. Да и последствия неурегулированного конфликта ужасали: дефолт или понижение рейтинга США «станут страшным ударом по доверию бизнесменов и инвесторов, возрастут ставки для всех, кто берет кредиты, обесценится доллар, рухнут рынки акций и облигаций», писали в письме Обаме и конгрессу руководители 14 ведущих финансовых компаний США.

А все не верилось. Дефолт, как и дату конца света, заранее не объявляют. Обычно правительства бьются до последнего – вспомним Россию в 1998 г., Аргентину в 2001 г., наконец, нынешнюю Грецию, где настоящая драма длится уже полтора года.

К тому же кризис, если следовать драматургическим канонам, возникает в результате несоответствия ожиданий героя и реакции окружающих. Бывший председатель ФРС Алан Гринспен 14 сентября 2008 г. заявил в интервью АВС, что не надо пытаться спасать Lehman Brothers, что «появление в финансовой системе победителей и проигравших – в порядке вещей» и что в возможности обрушения после Lehman других финансовых институтов он не видит проблемы. На следующий день Lehman объявил о банкротстве, и ожидания Гринспена вступили в неразрешимый конфликт с реакцией рынков. Вот это была драма так драма! А если герой ждет плохих событий и они происходят – где же тут напряжение и саспенс, зачем зрителю переживать за героя?

Так что вернемся в колыбель мировой драматургии досматривать греческий спектакль. Напряжение возрастает и на сцене римского театра: доходность 10-летних итальянских бондов перевалила за 6%.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать