Евгений Васильчук: перезапуск финансовой системы требует нового эквивалента

Лишившись возможности использовать американские облигации в качестве безрискового залогового обеспечения займов для инвестирования в более высокодоходные активы, мировые финансовые рынки дрогнули. Несколько дней падения ведущих мировых индексов, особенно с учетом обещанных новых понижений рейтинга, способны стать началом больших потерь – в том числе снижения производства и падения мировой торговли.

Глобальная операция спасения государственного долга США пока терпит неудачу. Главные кредиторы США обещали не продавать облигации американского казначейства, выступив гарантами по крайней мере официальной части долга. Но правительствам «большой семерки» кроме слов нечего противопоставить очевидному факту: растущие процентные выплаты и программы экономии лишают экономики стимулов к росту.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) начал выкупать все потенциально плохие долги – не только греческие, но и испанские, а также итальянские облигации. Но будет ли «вертолет Трише», разбрасывающий деньги, летать так же высоко, как «вертолет Бернанке»? Первая покупка – на 200 млрд евро итальянских и на 60 млрд евро испанских бондов – впечатляет. В сумме $373 млрд – это больше половины всей второй программы количественного смягчения ФРС. Но аппетит приходит во время еды. С ЕЦБ теперь хотят получить ни много ни мало $1,4 трлн, т. е. практически объем всех плохо работающих долгов Испании и Италии. О том, что в результате этого разбрасывания денег европейские финансисты также могут лишиться высших рейтингов, не говоря уже об очевидных инфляционных последствиях, вслух предпочитают не говорить.

Более того, повторения операции спасения американской и мировой экономик по образцу 2008 г. почти в ультимативной форме вновь требуют от ФРС, которая всего лишь месяц назад торжественно обещала не прибегать к новым смягчениям. Конечно, ФРС может взять на баланс часть активов федеральных ипотечных корпораций Freddie Mac и Fannie Mae, с тем чтобы интервенциями сбить волну продаж. Но слишком сильно здесь не размахнешься – у рейтинговых агентств появится дополнительный повод напомнить американцам о том, что они умеют только жить за чужой счет, делать долги и печатать деньги.

Чудесные превращения долгов в звонкую монету центральными банками не решают главной проблемы: снижение американского рейтинга даже одним агентством серьезно размыло глобальную шкалу всех рисков. Мало кто сомневается, что принципиальное решение о снижении рейтингов уже принято другими агентствами – вопрос лишь в благовидном предлоге и времени его публикации. Оттого что плохие долги выкупают в безумных количествах центробанки, ни сами долги, ни плохие должники не исчезают. Лишь центральные банки безнадежно теряют свою репутацию, превращаясь в подручные печатные станки государства и рынков.

Глобальная валютно-кредитная система в любой момент может намертво зависнуть, не создав предварительно точку собственного восстановления. Перезагрузить систему может либо возврат к высшему рейтингу США, либо установление нового эквивалента.

Вероятность восстановления американского рейтинга в ближайшее время объективно ничтожна, даже если экономика США благополучно продолжит подъем. Решение Standard & Poor’s возникло не на пустом месте. Процедура повышения потолка американского госдолга проходила с очевидным игнорированием интересов почти всех кредиторов за исключением, может быть, Китая. Причем проходила она отнюдь не по президентскому сценарию.

В долгосрочной перспективе надежд на улучшение также мало, хотя теоретически у США есть шанс реализации технологического лидерства и роста экономики за счет повышения производительности труда, либерализации демографической политики. Но это дело небыстрое и результат не гарантирован.

Кто же сейчас возьмет на себя роль двигателя мирового спроса и экономического роста? Это может выясниться лишь в результате нового глобального кризиса и естественного отбора сильнейших экономик, способных предоставить миру свои валюты в качестве резервных. Все попытки обмануть логику мировых подъемов и кризисов рано или поздно заканчиваются неудачей. Ничего сверхъестественного – стандартная перезагрузка.

Для России во всей этой истории самое страшное – паника. Население должно понимать и твердо знать, что основа внешнего обмена России – ресурсы. Даже если доллар и евро в одночасье исчезнут, Россия в обмен на сырье сумеет получить от других стран все необходимое (из того, что сама не производит) для жизни и здоровья граждан.