Статья опубликована в № 2917 от 16.08.2011 под заголовком: Ratio economica: Американские горки

Гуриев, Цывинский: Это еще не все

AP

Американский рынок нервно отреагировал на новость о снижении суверенного рейтинга США, но в течение недели отыграл почти все потери. Означает ли рост рынков в конце прошлой недели, что все неприятности позади? К сожалению, нет. Во-первых, американский долг действительно слишком велик. Во-вторых, он продолжает быстро расти – бюджетный дефицит остается на чрезвычайно высоком уровне (около 10% ВВП). В-третьих, июльские переговоры республиканцев и демократов показали, что процесс сокращения дефицита бюджета будет болезненным, а их результат – непредсказуемым. Конечно, доллару, как резервной валюте, и американским гособлигациям, как прибежищу стоимости, пока нет альтернативы. Нет и ни одного реалистичного сценария выхода из сложившейся ситуации. Неопределенность сохранится по крайней мере до начала 2013 г.

Насколько опасен сегодняшний размер американского госдолга? В ближайшие месяцы он превысит 100% годового ВВП. Это действительно очень много. В последний раз в американской истории такой уровень долга имел место только во время Второй мировой войны. Напомним, что при создании еврозоны были приняты так называемые «Маастрихтские критерии», один из которых требует, чтобы госдолг не превышал 60% ВВП (к слову, большинство членов зоны евро это требование не выполняет). Мы много раз писали об исследовании Кармен Райнхарт и Кеннета Рогоффа «Рост во время долгов» и об их книге «На этот раз все будет иначе: восемь столетий финансового безрассудства». Их анализ говорит о том, что критическим для развитых стран является уровень в 90% ВВП – более высокий уровень долга приводит к замедлению экономического роста.

Конечно, пока что альтернативы доллару нет. Несмотря на разговоры о привлекательности швейцарского франка, иены, золота и других активов второго ряда, все они по сравнению с долларом слишком малы и недостаточно ликвидны. Доказательство этому – не слова, а дела инвесторов, которые по-прежнему готовы покупать краткосрочные американские гособлигации даже по нулевым ставкам. Снижение рейтинга не привело к снижению цены (и повышению доходности) даже для 10-летних и 20-летних облигаций – они торгуются на уровне 3% годовых (в номинальных долларах). И тем не менее с каждым днем все труднее описать сценарий выхода Америки из долговой ловушки. Ведь рано или поздно процентные ставки начнут расти и обслуживать такой большой госдолг будет не по карману.

При этом рост долга продолжается гораздо быстрее, чем ожидалось. Когда мы первый раз писали об этой проблеме (в марте 2009 г.), официальные оценки американского бюджетного комитета предполагали, что долг США достигнет уровня 100% ВВП только в 2019 г. Но теперь речь идет уже о второй половине 2011 г.! Внесли свой вклад и резкое увеличение расходов, и медленный рост экономики. В этом смысле сегодняшние проблемы – это эхо масштабного роста госрасходов во время кризиса.

Самая плохая новость – это то, насколько затянутыми и безрезультатными оказались переговоры республиканцев и демократов в июле. Выяснилось, что американские политики либо не осознают того, насколько велики риски, либо – понимая всю глубину проблем – все равно не готовы договариваться.

Почему американские политики ведут себя так безответственно? Обе стороны хотят доказать своим избирателям, что готовы идти до конца. В этом смысле политики даже выиграли от того, что соглашение было достигнуто в последние часы перед потенциальным техническим дефолтом, и от того, что Standard & Poor’s снизило суверенный рейтинг. На сегодняшней стадии политического цикла – когда речь идет о внутрипартийных первичных выборах (праймериз) и выдвижении кандидатов на выборах 2012 г. – важно доказать свою принципиальность товарищам по партии, а не проявить ответственность за судьбы страны (и мира). Тем более что обе стороны также уверены, что мировая финансовая система никуда не денется, так как альтернативы доллару действительно нет.

Достигнутый в июле компромисс (сокращение дефицита на $1 трлн за 10 лет плюс создание специальной комиссии для дальнейших сокращений еще на $2 трлн) совершенно недостаточен. Ведь $3 трлн за 10 лет – это всего лишь сокращения на уровне 2% ВВП в год. Для доведения бюджетного дефицита до «нормального» уровня 3% ВВП нужны сокращения порядка 7% ВВП, т. е. в разы больше. Не стоит надеяться и на высокие темпы роста ВВП. Ведь неопределенность политики сама по себе становится еще одним фактором замедления роста американской экономики.

Поэтому принятые решения так и не дали ответа на ключевые вопросы, стоящие перед Америкой в ближайшие 10 лет. Будет ли выплачен долг? Если да, то за чей счет – какие именно расходы будут сокращены и какие именно налоги будут повышены? Если нет, то как будет устроена реструктуризация?

Когда же мы получим ответы на эти вопросы? Опыт июльских переговоров говорит о том, что определенность вряд ли наступит до президентских выборов 2012 г. В начале 2013 г. новый президент – кто бы он ни был – будет вынужден либо проводить сокращения расходов и повышение налогов, либо «просить» ФРС о существенном повышении инфляции, либо договариваться о реструктуризации госдолга. Ведь чудес не бывает. Даже США не могут бесконечно тратить больше, чем зарабатывают.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать