Владимир Милов: Электронное правительство зависло

О провалах у нас говорить не любят. Особенно когда они касаются модной темы «инноваций». Например, шумно разрекламированного в прошлом проекта «электронного правительства», благодаря которому уже в этом году властная машина должна была бы начать работать как один большой компьютер.

А между тем поговорить здесь есть о чем. Два года назад Владимир Путин распоряжением от 26 августа 2009 г. № 1231-р по предложению министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева утвердил «Ростелеком» единственным исполнителем работ по созданию инфраструктуры электронного правительства. В Белом доме был сформирован департамент информационных технологий и связи – специально для координации работ по ФЦП «Электронная Россия». В «Ростелекоме» – введена должность директора проекта электронного правительства.

Но в марте этого года руководитель правительственного IT-департамента Константин Носков и директор проекта электронного правительства в «Ростелекоме» Валерий Зубаха были скоропостижно уволены без внятного объяснения причин. А Счетная палата тогда же констатировала, что «разработка и внедрение типовых программных решений для органов госвласти в рамках ФЦП «Электронная Россия» носит единичный характер», «закупка и внедрение программного обеспечения для госнужд производится без учета необходимости стандартизации форматов и протоколов обмена данными, вследствие чего возникают несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными» между различными госорганами, а работы по развитию общегосударственного информцентра в рамках ФЦП «Электронная Россия» с 2009 г. прекращены, «что формирует риск утраты достигнутых результатов».

В результате в июне Госдума спешно приняла поправки к закону 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», нивелирующие саму идею электронного правительства: теперь введен перечень из 18 типов документов, которые гражданам придется все равно представлять в госорганы лично, хотя сама идея ЭП предполагала освободить их от необходимости бесконечно таскать туда-сюда одни и те же бумаги.

Бесконкурсное предоставление полномочий администратора проекта электронного правительства «Ростелекому» по протекции министра Щеголева, привычные кумовская кадровая политика, межведомственная неразбериха и беспорядок в госзакупках не позволили правительству стать электронным. Провал электронного правительства по идее должен был бы стать предметом гласного расследования. Но вместо этого мы видим заметание следов и назначение новым главой IT-департамента Белого дома (и де-факто главным менеджером дальнейшего развертывания проекта) Алексея Попова, за плечами которого – проваленный проект автоматизации федерального казначейства. Судя по всему, в правительстве никаких выводов из провала проекта делать не собираются, а хотят просто тихо похоронить свою очередную инновационную мечту, думая, что этого никто не заметит.