Андрей Панов: Ввести образовательный налог для богатых

Сколько зарабатывает школьный учитель? Как ни подсчитывай, ответ один – мало. Если точнее, то меньше всех.

По данным Росстата, зарплата в сфере образования – самая маленькая из всех отраслей народного хозяйства. В 2009 г. она составляла примерно 11 000 руб., или 60% от средней зарплаты по стране. За пару лет зарплата учителей, полагаю, выросла, но соотношение доходов сильно не изменилось. Семья из двух учителей с двумя детьми зарабатывает ровно на прожиточный минимум. При том что назвать этот минимум прожиточным в России язык не повернется.

Но это далеко не вся история. Разрыв в доходах высокооплачиваемых и обычных учителей далеко не так значителен, как в других отраслях, предполагающих наличие высшего образования. Если угодно, то среди учителей полно операционисток провинциальных банков, но почти не существует инвестбанкиров. Мои знакомые учителя из престижных московских школ зарабатывают около 30 000 руб. – деньги для их квалификации и университетского образования откровенно низкие.

Последствия такой госполитики видны повсеместно. Это крайне низкий престиж профессии и стремительно деградирующие педагогические вузы, куда многие идут учиться по остаточному признаку. Это необходимость заниматься репетиторством и попрошайничество со стороны школ, от которого невозможно отказаться. Это нехватка учителей и увеличение разрыва между передовыми и посредственными школами. В конечном итоге – снижение качества образования.

Я далек от мысли, что в школах сейчас ничему не учат. Я знаю хорошие школы, где качество образования только выросло за последние 20 лет. Проблема именно в среднем уровне. Если посмотреть на рейтинги страны с точки зрения качества школ (неважная оценка, но уж какая есть), то, как бы хорошо или плохо ни оценивалось наше школьное образование, оно начинает отставать от развитых стран.

К сожалению, поддерживать средний уровень гораздо сложнее, чем лучшие школы. На это банально нужно много денег. А при том, что школьное образование явно не находится в списке критичных общественных или экономических проблем, привлекших внимание нашей власти (как, например, милицейский беспредел или технологическая отсталость), рассчитывать на быстрый рост бюджетных вливаний не приходится. На хлеб учителям хватает – ну и ладно.

Однако существуют же креативные способы финансирования госрасходов без увеличения дефицита бюджета. Например, специальный образовательный налог на богатых. Для семей, чей доход вдвое или даже втрое превышает средний по региону, школьное образование становится платным. Такая мера в отличие от повышения шкалы подоходного налога или введения тотального платного образования была бы воспринята обществом без возмущения.

Если с десятком аналогичных мер одновременно выделить 30% школ, в которые будет поступать дополнительное финансирование (как государственное, так и частное), предоставить льготы детям учителей для поступления в такие школы, то есть шанс повысить престиж профессии и поддерживать качество по крайней мере в части системы.