Личный коуч: Рыцарь печального коллектива

Лет десять назад бизнес-сообщество открыло для себя новое понятие – эмоциональный интеллект. С тех пор тема эмоций, вопросы их формирования и глубинного понимания все время вызывают интерес.

Напомню, что эмоциональный интеллект складывается из двух ключевых составляющих: способности понимать причины своих чувств и управлять ими (эмоциональная компетентность), а также чуткости к чужим эмоциям и умения учитывать чувства других при общении с людьми, построении отношений (социальная компетентность). Но давайте сейчас посмотрим на эмоциональный интеллект с практического ракурса. Руководители и менеджеры компаний, знакомые с этим модным понятием, часто задают вопрос: «Можем ли мы говорить про эмоции команды? Или организации? Ведь одно дело понять в откровенном разговоре чувства собеседника, повлиять, даже в переговорах, на эмоции оппонента, а другое – изменить эмоциональный фон целого коллектива».

Директор небольшой российской торговой компании, уверовав, что эмоции сотрудников напрямую влияют на работоспособность и общую эффективность деятельности, решил изучить, а затем, возможно, и преобразовать «эмоциональное коллективное поле». Человек демократичный, открытый новому, он был настроен на перемены. Этап изучения оказался несложным. Неделю руководитель незаметно наблюдал за эмоциями сотрудников: отмечал выражения их лиц, прислушивался – раздается ли смех, каковы интонации голосов, с какими лицами люди входят в его кабинет, как обращаются друг к другу, как реагируют на новые задачи (с интересом или трудно скрываемым недовольством). Результаты оказались неутешительные, как он подспудно и чувствовал. «Эмоциональное поле коллектива» в его организации было депрессивным. Лица у большинства хмурые и какие-то сонные. Анонимный опрос на тему «Чего нам не хватает на работе?» не дал вразумительных разъяснений. В воздухе витали раздражение, усталость и вселенская грусть – особенно при появлении новых проектов. Легкое оживление царило лишь в курилке и во время обеда.

Тогда директор решил различными способами радовать сотрудников. Всем немного повысили зарплату, в офисе появился бесплатный шоколад (способствует интеллектуальной работе и повышает настроение), по пятницам две юные красавицы раздавали приходящим на работу сотрудникам разные приятные мелочи: апельсины, яркие брелоки, смешные открытки, женской половине – цветы. Раз в квартал устраивался розыгрыш – уикенд в европейском городе на двоих. Приз получал лучший по показателям сотрудник, или лучший за этот период инноватор, или даже самый веселый коллега (по опросам коллектива). Остальные получали «утешительные» билеты в театр. Корпоративные праздники не утихали. В одной из переговорных стала постоянно звучать тихая музыка, появились три мягких кресла для особо уставших.

В таких стараниях руководителя прошло несколько месяцев. Думаете, эмоциональное поле изменилось? Ничуть. Та же хмурость и печаль, ни смеха, ни счастливых лиц. Недоумевающий и расстроенный директор вызвал консультанта, чтобы разобраться в причинах неэффективности его усилий по преобразованию коллективных эмоций. Консультант провел в офисе несколько дней, присматриваясь, между делом беседуя с сотрудниками, пытаясь понять истинную подоплеку всеобщей угрюмости. Вскоре диагноз был поставлен. Главная причина неуспеха, как и следовало ожидать, таилась в эмоциональных проявлениях самого директора. Он всегда приходил на работу озабоченный, чересчур собранный, с очень серьезным выражением лица. Общение с сотрудниками протекало в деловом, напряженном стиле. Он много нервничал, мало сочувствовал, редко вел с людьми откровенные беседы. От него исходили вовсе не позитивные эмоции, а флюиды натянутости и тревоги.

Директор был согласен меняться. Совместно с ним была разработана программа «личного управления эмоциями». Через некоторое время работа над собой принесла плоды: он изменил привычное выражение лица, стал радостно приветствовать людей, научился открытости и легкости в рабочем общении, начал лучше понимать окружающих. Через полгода атмосфера в коллективе тоже начала меняться к лучшему. Теперь в перечне критериев для подбора кандидатов в компанию появились «приветливое выражение лица» и «открытость», а самой важной корпоративной компетенцией стало «позитивное мышление».