От редакции: Советское космическое наследие – хорошее и плохое

Неудачный запуск транспортного корабля «Прогресс» – не просто трагическая случайность. Меньше чем за год Россия потеряла шесть космических аппаратов (три спутника «Глонасс-М» в декабре 2010 г., спутник «Гео-ИК-2» в феврале 2011 г., спутник «Экспресс АМ-4» и ракету «Союз-У» в августе; общая стоимость – 16 млрд руб.), запущенных разными носителями с двух космодромов. Череда аварий вместе с серией отложенных «по техническим причинам» (читай: из-за отказа оборудования и агрегатов) запусков других аппаратов отражает неудовлетворительное положение дел в космической отрасли. Очевидные провалы в период празднования полувекового юбилея полета Юрия Гагарина не только уязвляют национальную гордость, но и ставят под сомнение статус России как великой космической державы, ее способность поддерживать передовые технологии.

Сейчас важно не только найти и наказать ответственных за работу неисправных агрегатов, но и выявить причины системных сбоев. Ярко проявившиеся проблемы космической отрасли копились многие десятилетия. По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, нынешние неудачи отчасти наследство СССР. Советские ракеты и двигатели были надежнее и дешевле американских, поэтому отечественные конструкторы были меньше заинтересованы в качестве и долговечности электронных компонентов и приборов связи и управления спутников и кораблей. В случае потери спутника его было легко заменить. Продолжительность работы советского спутника связи в 10–12 раз уступала американскому. Отставание настолько велико, что для обеспечения запусков часто приходится использовать иностранные чипы и другие компоненты, что, в свою очередь, порождает проблемы совместимости отечественной и зарубежной аппаратуры. Еще одна тенденция, оставшаяся с советских времен, – отчетность космического ведомства не по результатам работы орбитальных аппаратов, а по числу успешных запусков.

В 1990-е гг. проблемы космической отрасли умножились из-за хронического недофинансирования. Государство не могло поставить перспективных и стратегических целей предприятиям и институтам, с трудом выживавшим из-за недостатка средств.

С 2003–2004 гг. космическая отрасль получает достаточно денег. Только на программу «Глонасс» правительство намерено выделить до 2020 г. 300 млрд руб.

Однако многомиллиардные инвестиции пока не дали эффекта. Отчасти причина в дефиците квалифицированных кадров и их старении. Стартовая зарплата инженера в столичном конструкторском бюро – 20 000–25 000 руб., опытный сотрудник с набором уникальных навыков зарабатывает около 40 000 руб. Выпускники МАИ, МГТУ им. Баумана и других профильных вузов могут найти лучшие предложения на рынке труда.

Дело и в устаревшей системе управления. Согласно статье 5 закона «О космической деятельности», отраслью руководят президент и правительство. Но 6-я статья того же закона превращает Роскосмос в самодостаточную замкнутую структуру, которая разрабатывает федеральные программы, формирует, получает и распределяет госзаказ по программе и сама же контролирует выполнение поставленной задачи (за исключением надзора за целевым использованием средств).

Еще одна проблема – закрытость отрасли от общества. Ее руководители нередко использовали оборонное назначение некоторых программ для того, чтобы все засекретить. Как следствие, качество и целесообразность космических программ, рациональность распределения средств по отдельным направлениям недостаточно обсуждаются независимыми экспертами. В других ведущих космических державах программы создают также профильные агентства (NASA в США и CNES во Франции). Однако их разработки открыто обсуждаются в правительстве и администрации президента с заинтересованными ведомствами и при участии независимых специалистов, а затем – в парламенте. Внешний общественный аудит снижает возможность злоупотреблений и одновременно позволяет ставить отрасли новые технологические задачи, связанные с потребностями экономики.