Мнения
Бесплатный
Владимир Якунин
Статья опубликована в № 2929 от 01.09.2011 под заголовком: Инфраструктура: Нам нужны облигации

Владимир Якунин: я не на карман себе прошу

В конце июля ОАО «РЖД» обратилось в правительство с идеей выпуска государственных инфраструктурных облигаций на 20 лет. Минэкономразвития и Минфин против, потому что это увеличит госдолг. Но они в корне не правы.

Проблема не в том, что мы что-то попросили у государства. Речь идет о финансировании стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. А она, как известно, была утверждена еще в 2008 г., и это стратегия не компании, это стратегия правительства. И в ней определен размер требуемого финансирования до 2030 г. на сумму 13 трлн руб., все эти деньги были расписаны по годам.

В позапрошлом году в Сочи премьер-министру докладывался отчет о деятельности РЖД, я обратил внимание, что у нас дефицит средств на выполнение инвестиционной программы компании до 2015 г. – 400 млрд руб. И тогда же премьер поручил подумать, как и за счет чего найти эти деньги.

РЖД предложила правительству одолжить эту сумму, выпустив государственные инфраструктурные облигации, средства от реализации которых направить на финансирование инфраструктурных проектов ОАО «РЖД». Деньги пойдут на ремонт путей, развитие станций, развитие БАМа и Транссиба, устранение узких мест инфраструктуры, другие проекты.

Когда я впервые заговорил о выпуске инфраструктурных облигаций, в правительстве всем эта идея очень понравилась. Отмечалось, что эти ценные бумаги могут быть востребованы как российскими покупателями (Пенсионный фонд, банки), так и зарубежными.

Понятно также, что без опережающего развития инфраструктуры невозможно обеспечить реализацию установок главы государства и правительства РФ на диверсификацию и развитие экономики России.

Компанией был выполнен расчет эффективности государственной поддержки проектов развития железнодорожной инфраструктуры для бюджетной системы Российской Федерации. Доходы федерального бюджета от реализации данных проектов в первую очередь связаны с бюджетными поступлениями от отраслей промышленности, возможность развития которых сдерживается наличием транспортных ограничений. Кроме того, доходы бюджета формируются за счет бюджетных поступлений от РЖД, возникающих в связи с реализацией проектов развития железнодорожной инфраструктуры, и поставщиков компании, обеспечивающих реализацию данных проектов необходимыми ресурсами. Выполненная оценка показывает, что дисконтируемый срок окупаемости государственных инвестиций составит не более 10 лет с учетом данных поступлений в бюджет.

Я не на карман себе прошу и вовсе не на то, чтобы РЖД стала самой благополучной компанией в мире. Просто я глубоко убежден, что, если мы сегодня не будем вкладывать деньги в инфраструктуру, послезавтра мы потратим на это намного больше, а завтра станем тормозом для нашей экономики. В РЖД уже подсчитали, что если мы не будем развязывать узкие места, не разовьем новые пропускные возможности, например, на Дальний Восток или Северо-Запад, то очень скоро мы не сможем обеспечить транспортировку до 70% новой произведенной продукции реального сектора экономики. К 2015 г. при существующих темпах инвестиционной программы РЖД невывоз грузов составит 270 млн т.

ОАО «РЖД» изыскивает источники так называемых длинных денег. Так, в марте 2011 г. состоялся выпуск корпоративных еврооблигаций на сумму 650 млн фунтов стерлингов на 20 лет. Однако, по нашему мнению, в проекты со сроком окупаемости более 20 лет должно инвестировать государство.

Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц высказал свое мнение о путях выхода из кризиса: «Потратьте деньги на инвестиции, и эти инвестиции приведут вас к увеличению роста».

Минэкономразвития и Минфин говорят, что за счет инфраструктурных облигаций увеличится госдолг. Но тогда пусть предложат другие источники. Похоже, их нет.

Упомянутые бумаги может выкупить Пенсионный фонд, где лежат, по сути, без движения огромные средства – только в этом году накопления исчислялись более чем 3 трлн руб. Пенсионный фонд мог бы получить долгосрочные и надежные бумаги с высоким уровнем доходности.

По моему мнению, с учетом того, что творится на мировых финансовых рынках, вложения в инфраструктуру являются фактором стабилизации и роста. В современных условиях весь мир занят поиском выхода из сложившегося кризиса и способов избежать нового. В этих условиях важна не теоретическая чистота бюджетного процесса, а формирование условий для развития.

Нельзя социальные обязательства бесконечно финансировать за счет резервного фонда – деньги надо зарабатывать!

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать