Константин Сонин: Учителя и врачи успеха

В прошлый понедельник моя бывшая одноклассница родила четвертого ребенка. Через два месяца, если все – тьфу, тьфу, тьфу! – будет в порядке, она вернется на работу: у нее набран первый класс, в котором она преподает математику. У нее есть не только первый класс – она преподает математику и в восьмом. Преподавать и в младших, и в старших классах интересно и позволяет не терять квалификацию – она закончила мехмат МГУ, так что образования хватает и на старшие классы. (В прошлом году она преподавала математику и в вузе, но с четырьмя детьми это, наверное, не получится.)

Три года назад у нее закончился уникальный эксперимент – она была преподавателем математики и классным руководителем у одних и тех же детей с первого класса до одиннадцатого. Это не было задумано специально. Просто само собой получилось, что после четвертого класса не захотелось расставаться. Выпуск получился очень хорошим: ребята поступили на лучшие факультеты Москвы – биофак МГУ, матфак ВШЭ, в МАРХИ, Московскую консерваторию и многие другие – и это не считая тех, кто в восьмом или девятом классе ушли в математические или гуманитарные классы (и тоже потом успешно поступили в хорошие вузы). Один мальчик уехал в Университет Вирджинии, один из лучших американских колледжей.

Работать в школе сложно. (Я немного работаю в средней школе сам, поэтому знаю, о чем пишу.) Деньги учителям платят небольшие, а ответственность очень высокая. Плохо проведенный урок или даже просто неудачно сказанное слово может надолго, если не на всю жизнь, отбить у школьника интерес к предмету. От преподавателя в вузе в этом смысле зависит меньше: студенты уже почти взрослые и их отношение к предмету в меньшей степени определяется личностью лектора. А учителю, по-хорошему, нельзя расслабляться – даже если, пока ты работаешь, нужно растить троих (а теперь и четверых) детей. При этом награда за самоотверженный труд наступает через много лет после того, как твои ученики кончают школу. Поступить в хороший вуз – это только первый шаг к тому, чтобы стать человеком, которым школьный учитель может гордиться. Ребята, про которых я пишу, выглядят именно так, но, как показывает опыт, предсказывать судьбу человека по его школьным успехам – неблагодарное занятие.

В чем смысл этой колонки? О, это как раз просто. Иногда мне кажется, что я – как и другие обозреватели – слишком много пишу о Путине, Медведеве, Ходорковском, Ельцине, Сталине, Петре I, о «больших вопросах» и сложных развилках, на которых оказывается Россия. Конечно, от политических лидеров кое-что зависит, обсуждение «больших вопросов» – не всегда переливание из пустого в порожнее и в истории страны действительно бывают переломные моменты. Однако не нужно забывать, что по-настоящему важно, а что нет. Наша – да, наверное, и любая другая – страна во все времена живет и движется вперед такими людьми, как Наташа.