От редакции: Музей власти в Кремле

Дмитрий Медведев, выступая на московском Дне города, напомнил о богатстве культурного достояния и уникальности архитектурных памятников столицы. Это можно только приветствовать, но пора уже идти дальше и обсуждать, как именно мы будем чтить памятники в городе, освобожденном от варварского коммерческого освоения лужковского периода. Учитывая объявленную самим президентом программу вывода федеральных госслужб из города, нужно подумать о превращении в музеи знаковых архитектурных комплексов Москвы.

Писатель Василий Аксенов говорил в интервью «Ведомостям» в ноябре 2005 г.: «Я вообще бы предложил проект очищения Кремля. Там нездоровая аура, там не надо сидеть президенту и администрации. Там нужно сделать музей веков, музей русской истории. Кремль должен быть культурно-исторической мемориальной зоной». Действительно, в зданиях, где работали и работают по сей день чиновники разных рангов, пора организовать музей отечественной власти, который покажет историю создания и формирования закрытой от общества структуры, старавшейся отгородиться от граждан высокими стенами, секретностью и привилегиями. Вся территория Кремля должна быть наконец открыта для свободного посещения. Конечно, это всего лишь символический шаг, но он поможет российской власти освободиться от комплексов непогрешимости и богоизбранности. И станет сигналом готовности к созданию в России современного подотчетного обществу государства.

Второй важнейший кандидат на музеефикацию – здание ФСБ на Лубянке. Его кабинеты, коридоры и подвалы должны стать частью грандиозного мемориального комплекса, посвященного памяти миллионов жертв репрессий советского режима, от простых крестьян до сталинских маршалов. Возможно, переезд ключевой отечественной спецслужбы в новое современное здание освободит россиян и иностранцев от генетического страха перед «лубянской лапой ЧК», а сами сотрудники ведомства (и не только они) освободятся от «чекизма» – привычки к вседозволенности и пренебрежению законом. Одно из зданий Генпрокуратуры на Большой Дмитровке – также потенциальный музей, это дом столичного генерал-губернатора Дмитрия Голицына.

Еще одно потенциальное музейное помещение – здание Госдумы, которое было построено в 1932–1935 гг. по проекту архитектора Александра Лангмана для Совета народных комиссаров.

Дом, где работали Совнарком и затем Госплан, – лучшее место для музея советской плановой экономики. Посетители музея экономики СССР узнают, как верстались и действовали пятилетние планы. Это поможет им понять систему, в основе которой лежала вера в то, что человек способен просчитать весь объем производства и распределение всех товаров: от танков до детского питания, от атомных реакторов до валенок. Музей объяснит студентам и школьникам, что накопление гигантских ресурсов, в котором СССР не было равных, само по себе не помогает сделать страну великой и преуспевающей. Для преуспевания и лидерства стране нужны свободные люди, возможности для творчества и соревнования идей.

Музей власти, музей репрессий и музей плановой экономики не просто интересные проекты, способные привлечь значительные потоки посетителей. Это насущная историческая необходимость: как вообще можно объяснить отсутствие в России музея репрессий и музея репрессивной власти – двух явлений, от которых российское общество страдало всю свою историю? У таких музеев была бы и глубокая государственная значимость, ведь они были бы противоядием от всех попыток идеализации советского прошлого.

Тем же целям должно послужить и установление памятных знаков по всему городу. В это трудно поверить, но в Москве (как и в большинстве российских городов) на зданиях нет мемориальных досок и других знаков, напоминающих о том, где жили уничтоженные режимом граждане, где они работали, чем мы им обязаны, какие здания строились заключенными.