От редакции: 10 лет нового века

В воскресенье исполнится 10 лет со дня террористической атаки на США. День 11 сентября 2001 г., или, как его называют в США, 9/11, – не просто одна из самых чудовищных трагедий современности. Это один из переломных моментов истории, сопоставимый по своему значению с началом мировых войн, нападением нацистов на СССР или японцев на Перл-Харбор. Атаки на Нью-Йорк и Пентагон развеяли иллюзии о возможности построить мир без противостояния под знаком лидерства США и западной цивилизации. Человечество убедилось, что у Запада появился изощренный противник, способный не просто нанести неожиданный удар, но вывести мирового лидера из равновесия и заставить его действовать вслепую, совершая ошибки и промахи.

Как изменился мир с тех пор? Американская трагедия и последовавшие теракты в Европе первоначально вызвали реакцию, противоположную той, на которую, похоже, рассчитывали лидеры «Аль-Каиды». И дело не только в том, что сочувствие и поддержку США высказали давние противники Вашингтона Муамар Каддафи и Ясир Арафат. Миллиарды обывателей в те дни подписались бы под заголовком французской газеты Le Monde: Nous sommes tous Américains («Мы все – американцы»). Борьба с террористическими сетями, как и война с нацистами в 1940–1945 гг., объединила десятки государств с разными политическими режимами.

Лидерам «Аль-Каиды» не удалось перенести войну с «неверными» на их территорию, столкнуть ислам и, если говорить шире, третий мир с США и Европой. Но лидеры США почти добились этого сами. Джордж Буш, находившийся под влиянием недальновидных советников, совершил ту самую ошибку, к которой Америку подталкивали террористы: ввязался в ближний бой на территории противника. Вторжением в Ирак США спровоцировали резкую радикализацию настроений на Ближнем Востоке и в арабском мире в целом. Именно радикализации, духа войны, разделения мира на верных и неверных хотели фанатики. Именно этого нельзя было допускать.

Жизнь всегда сложнее схем, и граждане стран Ближнего Востока не дали себя ослепить пропаганде ненависти. Так что, несмотря на все ошибки США, здравый смысл и осмысленная политика в регионе до сих пор торжествуют. Тем более что сейчас арабский мир занят внутренними проблемами, сменой коррумпированных режимов и реформированием государств.

Ошибки США обернулись проблемой прежде всего для них самих. В Афганистане действующая группировка НАТО частично контролирует территорию страны, но не может достичь цели, поставленной в начале операции: создать государство, способное обеспечить безопасность и прожиточный минимум обывателям. В его отсутствие победить боевиков-пуштунов, живущих по обе стороны афгано-пакистанской границы и не признающих ее, – невыполнимая задача. Армия Пакистана, численность которой в сопредельных с Афганистаном провинциях достигает 140 000 человек, не может или не хочет пресекать поставки вооружения и денег для боевиков. Наконец, есть еще Ирак, где военная операция началась под ложным предлогом (наличие у Саддама Хусейна химического оружия и его связь с «Аль-Каидой»). Дееспособное правительство под прикрытием коалиционных сил так и не создано, в стране обострились подавленные при диктаторе межрелигиозные и межэтнические противоречия.

Новая политика дорого обошлась США. По официальным данным, расходы на войны в Афганистане и Ираке превысили $1,3 трлн, но, по расчетам исследователей Университета Браун, они достигли $2,3–2,7 трлн. Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц считает, что гигантские расходы на иракскую кампанию стали одной из ключевых причин кризиса. Продолжать войну – слишком дорого. Однако форсированный вывод войск и быстрое сокращение группировок в нынешней ситуации опасны – Афганистан и Ирак могут превратиться в конгломерат неуправляемых территорий, откуда хаос может перекинуться на соседние Турцию и бывшие республики СССР. США и их союзники оказались заложниками ситуации, простого и быстрого выхода из которой не существует.