От редакции: Русских за границей хорошему не научат

Министерство образования и науки, похоже, решило, что русских за границей хорошему не научат. Программу «Глобальное образование для россиян», подготовленную по инициативе российских выпускников Гарварда, ведомство Алексея Фурсенко внедрять не торопится.

С тех пор как программу поддержал президент Дмитрий Медведев, прошел год. Но документы, которые требуются от Минобрнауки для ее реализации, до сих пор не готовы. Вместо выполнения президентского поручения ведомство Фурсенко ссылается на только что принятое постановление правительства (№ 676, от 12 августа 2011 г.), которое позволяет учебным заведениям со статусом «национальный исследовательский университет» тратить часть средств на обучение своих сотрудников и студентов за рубежом.

До какой степени это постановление отличается от первоначальной идеи, судите сами. Статус «национального исследовательского университета» есть только у 27 российских вузов – т. е. круг потенциальных участников очень узок. К тому же из постановления не ясно, по каким критериям вузы будут отбирать людей для обучения за рубежом, куда их отправлять, чему там учить и как обеспечивать применение этих знаний именно в России. Это рискует превратиться в приятный туризм «для своих» за государственный счет.

Программа «Глобальное образование для россиян» давала бы возможность любому гражданину, успешно поступившему в зарубежный вуз, получить от государства деньги на обучение. Правда, на определенных условиях, главное из которых – возвращение на работу в Россию.

Это честная и выгодная для государства программа. На первом этапе государство ничего не платит за студента, а только помогает ему получить образовательный кредит в банке (госгарантия поможет сделать кредит дешевле). Только после возвращения выпускника на родину правительство погашает его долг: полностью за три года, если молодой специалист отправится на госслужбу или госпредприятие; наполовину за пять лет, если он решит работать в частной российской компании. Ну а если все-таки решит остаться за границей, то будет рассчитываться с банком сам.

Решать эту задачу должно было специальное агентство, которое составило бы список специальностей, стратегически необходимых для развития страны, и список 50 ведущих университетов мира, с которыми могло бы сотрудничать правительство.

Агентство же должно было помогать россиянам поступать в зарубежные вузы и следить за их судьбой. По программе за рубеж должно было отправляться от 10 000 до 30 000 студентов в год. Это стоило бы бюджету примерно 15 млрд руб. – около 1% годовых расходов на образование.

Подобная модель обучения успешно работает в Китае (в год за границей учится за госсчет 120 000 китайцев), Казахстане, Турции, Сингапуре, Чили, Бразилии, Индии, США и странах Евросоюза. За последние 30 лет 1,5 млн китайцев получили образование за рубежом. 14% китайских министров, 78% ректоров университетов, 72% директоров ключевых исследовательских центров и лабораторий Китая учились в ведущих мировых вузах. И вот результат: эти люди теперь продвигают на родине современные технологии науки, бизнеса и госуправления, невиданными темпами строят систему современного образования. При всех известных проблемах КНР у этой страны есть по крайней мере один несомненный задел на будущее – образованная элита.

В России только три чиновника из 1228 руководителей высшего звена имеют западную степень. Неудивительно, что у российской элиты крайне убогое представление о современном мире, устройстве государства и экономической политике. Они знают, как купить себе поддержку или добиться прокладывания дороги, дав кому-то отпилить. Но такая элита, как в России, – ограниченная и жадная, не читающая ничего, кроме каталогов европейской недвижимости, – опасна для страны. Ряды немногих профессионалов пополняются крайне плохо. Одобрив программу глобального образования для россиян, правительство сделало бы шаг, за который ему благодарно было бы целое поколение граждан. Сделать этот шаг еще не поздно.