Эркки Туомиойя: Северный путь выхода из кризиса

Этой осенью главными новостями для всей Европы стали долговые проблемы и возможное повторное обострение экономического кризиса. Финляндия и другие северные страны обычно редко упоминаются в новостных сводках мировых СМИ. Но в нынешние экономически трудные времена, отвечая на атаки на устои северного общества, северные страны проявили свою способность справляться с различными ситуациями, поэтому их роль на международной арене становится более выраженной.

В международной политике изменения, вызванные экономическим кризисом, имеют несколько измерений. С одной стороны, развивающиеся экономики отделались лишь замедлением экономического роста и в то же время укрепили свои позиции в глобальной политике. Многие государства с растущей экономикой стремятся обрести в международных организациях положение, которое отражало бы их новый вес. С другой стороны, рядом с многосторонними международными организациями возникли совершенно новые структуры, такие как G20 – группа двадцати, представляющая крупнейшие экономики мира и включающая Россию. После наступления финансового кризиса G20 сумела договориться о ряде важных мер по смягчению его последствий. Однако G20, которая сформирована на основе размера экономик государств, не обязательно является самым оперативным форумом для решения крупных глобальных проблем, таких как, например, изменения климата.

Следует также иметь в виду, что экономический кризис еще не миновал и его экономические и политические последствия будут и впредь вторгаться в привычный ход международных отношений. Можно с достаточной уверенностью прогнозировать, что центр мировой экономики будет смещаться дальше от Европы и Северной Америки, а политическое влияние будет распределяться по новой модели. Развитие мировой экономики в условиях глобализации не является и не может являться процессом, контролируемым западными индустриальными странами в той же степени, как и прежде. В глобальном управлении и конкуренции ценностей западные страны и появляющиеся центры власти должны искать новые пути сотрудничества и разделение ответственности.

Экономический кризис и необходимость адаптации к переменам как во внутренней, так и во внешней политике подвергли различные общественные и экономические модели испытанию. Североевропейские страны неплохо справились с кризисом, судя в том числе по экономическим критериям. Но успех нельзя измерить только показателями экономического роста, так как в соответствии с естественной логикой экономики развивающиеся экономики растут быстрее, чем более богатые страны. Успех следует измерять и тем, в какой мере политической системе страны удалось отразить взгляды граждан в проводимой в условиях кризиса политике и сохранить стабильный курс развития общества. Североевропейские страны ответили как на экономический кризис, так и на наблюдавшиеся в ходе его проявления общественных настроений, опираясь на свою базу ценностей.

Общественная модель северных стран всегда основывалась на открытой экономике и демократии, равноправии. Снижение неравенства доходов, забота о благосостоянии всех членов общества – важные элементы основы экономики и открытости общества, а также важная предпосылка для получения поддержки граждан.

Перед северными странами лежит растущая ответственность, поскольку наши страны играют во многих глобальных процессах более важную роль, чем можно было бы ожидать, исходя из численности их населения. Способность сохранить конкурентоспособность и общественную стабильность даже в тяжелые времена приносит международный авторитет.

Модель северных стран представляет собой также хорошую основу при ответе на вызовы устойчивому развитию. В самом лучшем случае нам остается лишь несколько десятилетий для того, чтобы адаптировать деятельность человека к требованиям экологически, экономически и социально устойчивого развития.

Наряду с глобальными вопросами я вижу, что северные страны несут ответственность за стабильное развитие Северной Европы, где Россия является нашим важнейшим партнером. Так, охрана Балтийского моря от загрязнения, политика «Северного измерения», сотрудничество в рамках Арктического совета – хорошие примеры общих целей и обязательств между северными странами и Россией.

Но есть еще много того, что мы можем делать в различных сферах, например, в сфере обмена студентами – это лишь одно направление. У нас есть ряд оперативных программ обмена студентами, которые могут далее развиваться и расширяться. Нам хотелось бы, чтобы в Россию ехали учиться студенты не только лингвистического направления, но и самого разного профиля. Общее улучшение предпосылок передвижения граждан также укрепляет связи. Несмотря на то что экономическим вопросам будет и в ближайшие годы уделяться большое внимание – как глобально, так и в близлежащих регионах, – мы не должны забывать о потребностях наших граждан.