От редакции: Собственность дороже денег

Надвигающийся кризис поставил под угрозу планы по приватизации крупных российских компаний. Правительство рассчитывало выручить от продажи госпакетов до 1 трлн руб. за год, но сейчас, когда рынки падают, цена будет низкой, опасаются организаторы.

Почему-то ни чиновники, ни их консультанты-инвестбанкиры не рассматривают другой очевидный путь – народную приватизацию. Она помогла бы решить не только проблему наполнения бюджета, но и несколько других очень важных задач: облегчить пенсионную нагрузку, повысить деловую активность, укрепить российский фондовый рынок. Наконец, улучшить благосостояние россиян, многие из которых находятся в ловушке бедности. А главное – это был бы шаг к созданию в стране класса собственников, обладающих гражданским сознанием.

Руководители нашей страны в своих речах не раз ссылались на Петра Столыпина, легендарного российского премьер-министра. Так вот Столыпин был убежден, что, пока крестьянин беден и не обладает личной собственностью, он останется рабом независимо от того, насколько плохи или хороши законы в стране. Человек может воспользоваться благами гражданской свободы и почувствовать себя патриотом только тогда, когда у него будет хотя бы малая толика собственности, считал Столыпин.

Большинство россиян сейчас не располагают хоть сколько-нибудь значительной собственностью. Разве что унаследованные советские квартиры да дачные шесть соток. Предыдущие поколения россиян физически не могли оставить наследство своим детям и внукам: такие события, как коллективизация, война, а затем переход от советской системы к рынку, каждый раз приводили к потере имущества и (или) сбережений. По сути, государство отбирало любую собственность и вынуждало граждан все больше зависеть от его поддержки, воспитывая в людях рабское сознание.

Сейчас есть хороший шанс компенсировать ошибки и преступления госполитики прошлых лет и наделить граждан России хотя бы небольшой собственностью. Вместо того чтобы откладывать приватизацию до лучших времен, искать стратегических инвесторов, ожидая от них мифических выгодных предложений, правительство могло бы обратиться к гражданам, продав им акции госкомпаний со значительной скидкой к рыночной цене. Пойдя на этот шаг, правительство, конечно, потеряет часть ожидаемых доходов. Но и общество, и государство приобретут нечто более важное, чем стоимость, измеряемая деньгами.

Новая массовая приватизация, организованная с учетом ошибок ваучерной приватизации 90-х гг., привела бы на фондовый рынок миллионы новых людей.

Россияне учились бы быть акционерами публичных компаний, участвовать в управлении, у них появился бы реальный интерес к экономической политике государства.

В США каждая вторая семья владеет акциями или облигациями, а российский фондовый рынок почти полностью зависит от настроения иностранцев. Массовый приход россиян на фондовый рынок сделал бы его гораздо устойчивее, помог бы людям меньше зависеть от пенсионной помощи государства в старости. И даже способствовал бы созданию (пока мифического) международного финансового центра.

Кстати, появление в компании большого числа новых акционеров обычно очень радует иностранных инвесторов: увеличение free-float приводит к росту котировок. А значит, подорожает и доля государства (оно собирается оставить за собой контрольный или блокирующий пакет), и акции, принадлежащие гражданам. Так что в итоге финансовые потери правительства могут быть компенсированы.

Недавнее предложение партии «Яблоко» бесплатно раздать людям землю под застройку и строить дома при поддержке государства, вложив в это 14 трлн руб. из госбюджета и резервных фондов, тоже достойно серьезного рассмотрения в свете сказанного о гражданской значимости частной собственности.

И тогда за семь лет жилье получат 14 млн семей. То есть чуть ли не треть населения. Вот вам и решение жилищной проблемы, обещанное еще при социализме.