Статья опубликована в № 2939 от 15.09.2011 под заголовком: От редакции: Кредо Кудрина

От редакции: Кандидат в премьеры Кудрин

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
С.Портер

Министр финансов Алексей Кудрин готов возглавить будущее правительство. Пока это только возможность, но возможность, которую стоит осмыслить. Конечно, на практике политика Кудрина-премьера будет во многом определяться президентом, имени которого мы на 100% не знаем. Но у главы Минфина есть собственные убеждения, и в них можно попробовать разобраться.

Кудрина часто называют главбухом. Но у главы правительства задачи сложнее. Часто их решение требует трат, а не экономии. В этой роли нужно стратегическое видение, а не просто мастерство аппаратной игры. Есть ли в Кудрине задатки самостоятельного премьера?

Первое, что предложил Кудрин, придя в Минфин в 1997 г., – это секвестр бюджета на 20%. С тех пор он только и делает, что старается удержать бюджет от лишних расходов и сберечь побольше денег в резервных фондах. Получается далеко не всегда: мешают то кризисы, то предстоящие выборы, то дружба с Владимиром Путиным. Когда, например, E.On Ruhrgas решила выйти из капитала «Газпрома», а сама монополия выкупать ее долю не захотела, покупателем назначили ВЭБ, а $3,5 млрд на это из своих запасов выделил Минфин. Такие траты, как и история с Банком Москвы, не очень-то вписываются в официальную бюджетную стратегию.

Тем не менее на счету Кудрина много настоящих стратегических успехов: погашение гигантского внешнего долга, создание резервных фондов, в которых копятся нефтегазовые доходы (они вместе с резервами ЦБ спасли экономику во время кризиса 2008 г.), и налоговая реформа, которая считается самой успешной реформой путинского времени. Другие реформы: болезненная монетизация льгот, отмена многочисленных индивидуальных льгот и преференций, отмена обязательной продажи валютной выручки и других валютных ограничений, переход к рассмотрению бюджета по процедуре, предусмотренной Бюджетным кодексом.

А вот достижения, которые можно засчитать по разделу «политика», а не только «экономика» (хотя само это разделение искусственно): именно Минфин инициировал новое обсуждение и пересмотр повышенных ставок страховых взносов уже после того, как решение было утверждено Путиным. Важно для понимания взглядов Кудрина и то, что он был сторонником возрождения партии «Правое дело» и даже думал о том, чтобы ее возглавить.

Из его статей, в разные годы опубликованных в журналах «Экономическая политика» и «Вопросы экономики», а также в нашей газете, можно судить о взглядах кандидата экономических наук Кудрина (которые, кстати, с годами не меняются). Его ключевое убеждение – для экономического роста не нужно много денег, а нужна низкая инфляция и стабильный курс рубля. Остальное сделает рынок.

Почему так важна низкая инфляция? Деньги в экономике должны появляться не из бюджета. Денежную массу создает рынок через работу финансовых институтов. Мультипликатор кредита растет, если в стране хороший климат, если все спокойны за свои деньги, объясняет министр. В России до кризиса кредитный мультипликатор был 3, в Китае – 10.

Чтобы активизировать рост и инвестиции, нужно сделать кредит доступным. А деньги у нас дорогие из-за высокой инфляции и рисков, которые банки закладывают в ставки. Если обеспечить низкую инфляцию и стабильность рубля, это само по себе расширит возможность частного сектора расти и развиваться, убежден Кудрин.

Высокие цены на нефть – враг российской экономики, считает он. Увеличение госрасходов за счет высоких цен на нефть поддерживает инфляцию и повышение эффективного курса рубля, не говоря уже о сырьевой зависимости. В разгар кризиса 2008 г. он писал, что отток капитала нам даже на пользу, потому что массовый приток денег из-за рубежа заставляет ЦБ проводить интервенции на валютном рынке, наращивая денежное предложение, – а это ведет к инфляции с ее неприятными последствиями. По той же причине Кудрин против роста тарифов естественных монополий.

Он сторонник приватизации. По его оценкам, объем госсобственности – порядка 60% ВВП и, если передать эти активы (в виде акций или средств от продажи) в фонд национального благосостояния, проблема дефицита Пенсионного фонда была бы решена.

После президентских выборов 2012 г. правительству неизбежно придется принимать непопулярные решения: повышать налоги, отменять льготы, сокращать бюджетные расходы, а возможно, и увеличивать пенсионный возраст. Кудрин отлично подходит для этой непопулярной работы. Эти меры близки ему по убеждениям, он много раз доказывал, что способен отстаивать то, во что верит, а низкие цены на нефть и трудная экономическая ситуация ему будут только помогать. Правда, не исключено, что, решив эти непопулярные задачи, Кудрин станет фигурой, которую принесут в жертву народному гневу.

Итак, сила Кудрина в строгих макроэкономических добродетелях. Он бюджетный консерватор и реалист. Слабость – в нежелании идти на политический риск и противостоять вредным для бюджета решениям вроде выкупа проблемного банка с темной историей. Кудрин хорошо осведомлен о важности института частной собственности и принципа верховенства права для роста экономики и развития страны, но обходит эти ключевые вопросы стороной. Если он станет премьером, то избегать этих «политических» вопросов он уже не сможет.

В российской истории есть четыре случая, когда министры финансов становились премьерами: Сергей Витте, Владимир Коковцов, Егор Гайдар и Михаил Касьянов. Все они очень успешные. Экономика не росла только при Гайдаре, но его эффективность в качестве главы кабинета и огромный вклад в экономическое развитие страны не вызывает сомнений.

Сергей Витте 11 лет (1892–1903) занимал пост министра финансов, а премьером стал в 1905 г. Он был одним из инициаторов строительства Транссибирской железной дороги и контролировал ее постройку. В 1892–1903 гг. протяженность железных дорог в России выросла почти вдвое, добыча нефти также вдвое, угля – в 2,5 раза, выплавка стали и чугуна – в 2,3 раза. Витте провел денежную реформу, которая позволила обменивать банкноты на золото и укрепила рубль. Он был одним из инициаторов созыва Государственной думы.

Дважды министр финансов Владимир Коковцов в 1911–1914 гг. совмещал этот пост с премьерским. Коковцов был противником повышения госрасходов. И хотя они все же выросли при нем вдвое, вырос и профицит бюджета. А золотой запас страны увеличился с 1,1 млрд до 2,2 млрд руб. Быстро росла экономика. При Коковцове проводилась задуманная при Столыпине страховая реформа, которая ограничивала продолжительность рабочего дня 10 часами, вводила обязательное страхование рабочих от несчастных случаев и выплаты в период временной нетрудоспособности по болезни.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more