Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 2941 от 19.09.2011 под заголовком: От редакции: Подтяжка лица

От редакции: Имидж вместо репутации

В начале 2000 г., после скандала с BoNY, в Москве была принята «Программа развития государственной репутации России». С тех пор прошло 11 лет, репутация России в мире развивается ни шатко ни валко, зато проекты поднятия ее имиджа появляются регулярно.

В 2002 г. Михаил Ходорковский, возглавлявший тогда комитет РСПП по международным делам, собрался улучшать имидж российского бизнеса за рубежом, для чего РСПП планировал запустить интернет-портал, рекламную кампанию в СМИ и аналитический журнал о бизнесе. Через год Ходорковский сел, на долгие годы став для Запада символом того, как в России ведется бизнес, работают суды и соблюдаются права человека.

В 2000-е был запущен телеканал Russia Today, начались пиар-кампании в западных СМИ. Минэкономразвития регулярно производит варианты концепций улучшения российского имиджа за рубежом и продвижения бренда «Россия». В 2007 г. для этого даже предлагалось создать госкорпорацию. В 2010 г. концепция была подогнана под проект Международного финансового центра в Москве.

Тема продолжает жить. Ее последняя инкарнация: глава Ростуризма Александр Радьков, выступая на инвестиционном форуме «Сочи-2011», предложил провести ребрендинг России, чтобы обеспечить массовый приток зарубежных туристов. Возможно, Радьков таким образом просто просил денег на рекламу туризма. Но ребрендинг страны – понятие более широкое и глубокое, а значит, на него нужно больше денег. В условиях кланово-государственного капитализма маркетинг России воспринимается как еще один способ освоения бюджетных средств.

Тем более что на такой маркетинг есть постоянный спрос со стороны властвующей элиты, изымающей ренту с помощью коррупции и управляемого правосудия, но сильно зависящей от возможности использования этих денег за рубежом.

По данным ежегодного опроса GlobeScan, проведенного совместно с Университетом Мэриленда по заказу Би-би-си, в 2011 г. отношение к России остается скорее отрицательным: 34% считают ее роль в мире позитивной, 38% – негативной. Ну а туристы всегда будут ездить в Россию. Ездят же они на Кубу, в Иран и Венесуэлу.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать