От редакции: Выкупаем Грецию?

Страны, имеющие большие резервы, могли бы оказать помощь странам Евросоюза, полагает министр финансов Алексей Кудрин.

Действительно, Китай и Россия с их многомиллиардными резервами и суверенными фондами могли бы существенно облегчить жизнь Греции и Италии, да и всей Европы, если бы согласились выкупить часть их долгов. Греция уже год пытается заманить китайцев (и, по слухам, обращалась за деньгами к России), а итальянцы, не таясь, рассматривают Китай как последнюю надежду.

Вопрос в том, какую выгоду для себя может извлечь страна-спаситель?

Самая прагматичная стратегия помощи другим странам – у Китая. Об альтруизме там нет и речи. Его финансовая поддержка всегда жестко привязана к достижению собственных экономических интересов: таким образом Китай организует экспансию на тот или иной перспективный рынок. Взять хотя бы Среднюю Азию или Африку – денежную помощь местным режимам китайцы выгодно обменивают на доступ к минеральным ресурсам. Китайским стратегам нет дела до прав человека или уровня бедности в стране-получателе, они не требуют от них демократии или экономических реформ. Поэтому местные правительства все чаще предпочитают иметь дело с китайцами, а не с международными финансовыми организациями. Например, в 2008 г. МВФ, потратив несколько лет на обсуждение договора о кредите с правительством Анголы, накануне его подписания выяснил, что эта страна уже получила дешевый долгосрочный кредит от Китая на $2 млрд и в помощи МВФ не нуждается. То же потом повторилось в Чаде, Нигерии, Судане, Эфиопии, Уганде. Греции и Италии нечего продать китайцам, поэтому те не особенно отзывчивы к просьбам о помощи.

Чиновники МВФ и Всемирного банка осуждают китайцев за их цинизм, считая, что такая помощь развращает слабые правительства и затягивает бедные страны в долговую ловушку, лишая их шансов на развитие. Международные организации придерживаются другой идеологии: они либо выдают деньги в обмен на «правильную» экономическую политику или на конкретные, развивающие страну проекты, либо (как сейчас в случае с европейским долговым кризисом) решают проблемы мировой финансовой системы. Развитые страны вообще исторически много тратят на экономическую помощь более бедным государствам: в прошлом году 23 страны ОЭСР направили на эти цели $129 млрд.

Экономическое содействие – важный инструмент международной политики, неотъемлемый атрибут стран-лидеров: если ты считаешь себя великой, сильной страной, то помогай слабым. И это, конечно, не филантропия, а способ укрепления политического влияния в какой-либо стране или регионе. Но чтобы достичь этих целей, придется тратить гигантские суммы: например, СССР за один только 1986 г. выдал другим странам $26 млрд. Для сравнения: в прошлом году Россия выделила на помощь зарубежным государствам $472 млн, сумма ничтожная для того, чтобы служить средством влияния на международной арене (правда, кредиты и скидки на энергоносители для Белоруссии в нее, похоже, не входят).

Поддержка Евросоюза, о которой говорит Кудрин (Россия купит общие облигации еврозоны, если они будут выпущены), укладывается в стратегию «помощь в обмен на улучшение политического имиджа». Богатая, сильная страна выкупает облигации ЕС, страдающего от экономического кризиса, – это звучит гордо. Правда, Германия пока резко против выпуска единых облигаций, а долги Греции или Италии – гораздо более рискованная инвестиция.

Три года назад Россия уже вызывалась помогать Исландии, где развернулся банковский кризис. По слухам, в местных банках было много денег российского происхождения. Видимо, по тем же причинам в понедельник Россия согласилась выдать кредит Кипру на $2,5 млрд. Кипр – это всероссийский кошелек. Если брать накопленные зарубежные инвестиции, к середине 2011 г. с Кипра в Россию пришло $70 млрд (22% всех инвестиций), а там накоплено $25,3 млрд наших капиталов (26,4% инвестированных Россией за рубеж денег). А своим надо помогать.