О чем молчит Игнатьев

Девальвация закончена. Примерно такой была суть высказываний Игнатьева на прошлой неделе. Разумеется, председатель ЦБ был более осторожен в выражениях, но по сути это ничего не меняет.

Игнатьев, в отличие от своих предшественников, крайне редко прибегает к словесным интервенциям на валютном рынке. Последний раз похожее заявление он сделал в январе 2009 г., также на специально созванном брифинге. К тому моменту доллар за четыре с лишним месяца подорожал в России почти в полтора раза. Сейчас срок девальвации был почти вдвое короче, а обесценение рубля – почти вчетверо меньше. Впрочем, и нефть тогда стоила почти в два с половиной раза дешевле.

Всегда найдутся желающие проверить ЦБ на твердость. Но при нынешнем объеме валютных резервов с ЦБ не могут тягаться даже самые отвязные спекулянты. С другой стороны, ЦБ не под силу в одиночку победить все дисбалансы в отечественной и мировой экономике, в том числе и курсовые. А потому блефовать Игнатьеву здесь не с руки.

Предупреждение Игнатьева прозвучало, когда у рубля оставалось еще более 10% до минимума к доллару, зафиксированного зимой 2009 г. А также до того, как начался массовый перевод рублевых вкладов в валютные. Совпало оно и с отставкой министра финансов Алексея Кудрина, которого тут же стали прочить на пост председателя ЦБ. В общем, типичное для работы в ЦБ схождение в одном месте конъюнктуры рынка, экономических трендов и политических течений.

От последнего Игнатьев всеми силами дистанцируется, по крайней мере в публичной плоскости, но полностью свободным быть не может. Это, например, демонстрирует история с выделенными Банку Москвы 295 млрд руб. Чтобы нивелировать инфляционное давление, эти средства направляются в спецвыпуск ОФЗ. То есть деньги из ЦБ идут транзитом (через Агентство по страхованию вкладов и Банк Москвы) на финансирование бюджета. Буква закона соблюдена, чего не скажешь о его духе. Хоть и выбрано меньшее зло.

Впрочем, в борьбе за курс у ЦБ должно быть больше сторонников – стабильность в преддверии выборов не может не волновать высших чиновников страны. Вот только щедрые бюджетные траты в этот период опасны как для инфляции, так и для курса. Так что председатель ЦБ не сможет остаться безучастным.