От редакции: Премьерские спонсоры

Экономическая модель российского спорта порождает курьезные ситуации. Руководство хоккейного клуба ЦСКА пожаловалось Владимиру Путину на единственного владельца – компанию ОГК-3, которая, по мнению менеджеров клуба, не справляется с его финансированием. Они просят премьера добавить в число участников ООО «ПХК ЦСКА» компанию «Транснефть».

В нормальной экономике такое непредставимо. В НХЛ менеджеры отвечают не только за спортивный результат, но, если владелец клуба активно вмешивается в процесс управления, в случае финансового провала он может даже пойти на процедуру банкротства или продать клуб; правительство Канады или администрация США в этом никак не участвуют. В футбольных лигах европейских стран команда, не справляющаяся экономически, может быть продана или обанкрочена и переведена в нижние дивизионы, где снова начнет строить спортивную и бизнес-стратегию на понятных основаниях (билеты, имущество, маркетинг, воспитание и продажа игроков и т. д.).

Это бизнес-решения. Можно задаваться вопросом, как организован бизнес в ЦСКА, но это вопрос несущественный в наших условиях.

В России спорт несет социальную функцию, а бизнес облагается социальными обременениями, как налогами. Содержа или спонсируя клубы, бизнес надеется, конечно, на какие-то спортивные результаты, но главное – производит имиджевый эффект, направленный на государство (соответствующий уровень государственных управленцев).

В такой схеме клубы получают возможность спекулировать на своей социальной функции, жалуясь руководству страны. И чем известнее клуб и более славно его прошлое, тем мотивированнее спекуляция. Что ж, внимание царя-батюшки – тоже ресурс, но конечный и слабо прогнозируемый. Например, футбольные «Крылья Советов» и «Томь» спасали силами госкомпаний-спонсоров (обе команды по-прежнему испытывают серьезные финансовые проблемы), а «Москву» и «Сатурн» спасать не стали.

В стране давно пора создать специальную комиссию или госкомитет по распределению компаний-спонсоров среди команд, организаций и проектов высшей государственной важности. И будет отличное новое ведомство в инновационном правительстве Медведева.