От редакции: Как спасти Европу

Завтра европейские лидеры опять соберутся на саммит и снова попробуют найти решение для выхода из долгового кризиса, который длится почти два года. В минувшие выходные никаких решений не было объявлено, президент саммита Херман ван Ромпей завершил итоговую пресс-конференцию словами «Увидимся в среду», пообещав, что 26 октября вечером будут даны ответы на все сложные вопросы.

Эти бесконечные совещания людей с озабоченными лицами и их решения, которые каждый раз приводят к новому углублению кризиса, уже казались бы фарсом, если бы все не было так грустно. Полтора-два года назад проблемы Европы могли быть решены куда меньшей кровью, чем сейчас, если бы европейские чиновники тогда отважились на исключение Греции из евроклуба. Теперь цена вопроса выросла в разы.

Только самым закредитованным странам и банкам Европы уже требуется помощь в размере минимум 2 трлн евро. А кредитоспособность европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) втрое меньше даже с учетом гарантий (780 млрд евро). «Добрососедская» помощь северных соседей южноевропейским странам в сумме уже и так достигла гигантской цифры 815 млрд евро – с такими темпами европейского стабфонда надолго не хватит. А страны-доноры, в числе которых, между прочим, не только Германия, но и гораздо менее состоятельные государства ЕС вроде Словакии, с каждым разом все больше возмущаются, не желая оплачивать чужие счета за роскошную жизнь.

Если раньше речь шла только о спасении Греции и ее кредиторов, то сейчас приходится искать решение более сложной проблемы – как сделать так, чтобы после неминуемой реструктуризации греческого долга избежать того же самого в Португалии, Ирландии, Испании и Италии.

Пожалуй, хороший признак прогресса – это то, что европейские лидеры набрались мужества и дали понять частным кредиторам, что списывать надо не 21% греческих долгов, а все 50–60%. Высокопоставленный немецкий банкир, близкий к переговорам, сказал агентству Reuters, что банкам предложено списать 40% инвестиций. Кроме того, участники саммита приняли рамочное соглашение о рекапитализации европейских банков на 110 млрд евро, которая должна помочь им пережить убытки по облигациям Греции и других стран зоны евро. Иными словами, наконец официально признали, что Греция неплатежеспособна. Поразительно, но, несмотря ни на что, европейские лидеры все равно не могут отказаться от идеи спасти непременно всех.

В мире, пожалуй, не осталось ни одного известного экономиста, который бы еще не высказался в том смысле, что ради спасения Европы чем-то пожертвовать все равно придется. Выход Греции из зоны евро и дефолт по ее долгам – самое меньшее из зол.

Понятно, что причина упорства Германии (главного противника выхода Греции из еврозоны) не только идеологическая. Это создаст опасный прецедент. Табу будет нарушено: раз Греция решилась выйти из зоны евро, это сможет сделать и любая другая страна. Рынки сразу оценят вероятность выхода из еврозоны других участников и начнут раскачивать их банки. Зона евро может вообще распасться. Но если долговой кризис будет усугубляться и дальше, не похоронит ли он в итоге саму идею единого европейского рынка?

Единая европейская валюта вообще-то была придумана ради того, чтобы успешно преодолевать экономические кризисы и обеспечить победу ЕС в мировом экономическом состязании. Создание еврозоны должно было радикально расширить поле для инвестиций, обезопасить экономику от рисков, связанных с обменным курсом, сделать финансовые рынки ЕС гибкими и устойчивыми к разным финансовым потрясениям.

К сожалению, на практике получилась очень ригидная монетарная система, которая воспроизвела ограничения эпохи золотого стандарта. И вместо расширения возможностей страны Европейского континента оказались запертыми в монетарную ловушку. Есть ли выход из этой ловушки? Завтра узнаем ответ.