Кира Лукьянова: Освободить предпринимателей


Нынешняя обновленная Россия еще молода и неопытна, но постепенно взрослеет и мужает. Чтобы войти в ряд относительно благополучных и развитых государств, ей предстоит сдать еще много экзаменов на зрелость. Один из них (своеобразный тест на гуманность) – это проект постановления Госдумы «Об объявлении амнистии в связи с 20-летием независимости России». С таким законотворческим предложением выступила группа депутатов из оппозиционных партий.

Сразу подчеркну, что в Думе эта инициатива была встречена неоднозначно. Многие мои коллеги (особенно из «Единой России») приняли ее за безнравственный предвыборный пиар. Но ни с какой политической конъюнктурой наша инициатива не связана уже потому, что родилась почти два года назад. Еще тогда было ясно, что сращивание преступности и административного аппарата превратило закон (прежде всего Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы) в механизм захвата частной собственности, бизнеса, финансовых ресурсов; в орудие устрашения, сопряженное с реальной угрозой жизни и здоровью предпринимателей и членов их семей. За прошедшие два года эта тенденция отнюдь не исчезла и лишь в последнее время немного ослабла.

По мнению независимых экспертов, каждый шестой предприниматель в России хоть раз оказывался под следствием. И этот факт свидетельствует не о фантастических масштабах криминализации российского бизнеса, а о беспрецедентном давлении на отечественных предпринимателей, а заодно и на зарубежных инвесторов (коих и без того дефицит) со стороны административных кругов и правоохранительных госструктур. Не случайно Россия вошла в число мировых лидеров по количеству так называемых экономических преступлений и числу посадок за них.

Проблема обострилась настолько, что вопросами реформирования уголовного права занялся сам президент России. Однако и его вмешательства далеко не достаточно. Нужны действенные меры, способные в корне изменить сложившуюся за последние годы систему. А она такова: с одной стороны, налогово-финансовый пресс и разросшаяся до чудовищных размеров коррупция провоцируют предпринимателей на экономические правонарушения, без которых объективно малый и средний бизнес рано или поздно обречен на банкротство; а с другой – политика выламывания рук в отношении предпринимателей, исходящая от административных кругов и правоохранительных органов, давно уже вышла за всякие мыслимые ограничения.

Проект постановления Госдумы об амнистии на встрече с правозащитниками летом в Нальчике поддержал президент, что можно считать не только актом гуманности, но и косвенным признанием вины самого государства за то, что оно за 20 лет своего существования так и не смогло создать благоприятные условия для развития предпринимательства. Проект с тех пор так и не был вынесен на обсуждение.

Правящая партия буквально на следующий день после встречи Дмитрия Медведева с правозащитниками пересмотрела свои взгляды по этому вопросу, которых неукоснительно придерживалась без малого два года, и решила перехватить инициативу (что в преддверии парламентских выборов, видимо, весьма актуально). Ход, безусловно, популистский и конъюнктурный. А его последствия, скорее всего, будут такими же, как и в мае 2010 г., когда в результате проведенной «Единой Россией» амнистии вышли на свободу аж 63 человека. И это в канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне! Экономическая амнистия в том формате, который получил высокую оценку президента, может быть подменена на выхолощенный и урезанный вариант «Единой России».

Под предлагаемую нами амнистию (со снятием судимости) должны попасть несколько десятков тысяч человек, впервые осужденных (в том числе условно) по экономическим статьям, а также те, кто находится под следствием. Всего же, по данным ФСИН, в России отбывают наказание в местах лишения свободы сейчас более 800 000 осужденных. Причем это не маньяки и рецидивисты. В основной своей массе это люди, жаждущие жить и работать по закону, а не страдать от беззакония. Если и окажутся среди них неисправимые мошенники мелкого и среднего пошиба, то им явно не придется долго гулять на воле и, как говорится, погоду они не сделают. Зато те, остальные, достойны свободы. Они дадут стране новые рабочие места, новые отчисления в госбюджет, новые надежды на светлые перемены к лучшему, которые реально забрезжили сейчас.

Амнистия стала бы сигналом к старту эффективных социально-экономических реформ и началом изменения инвестиционного климата в стране. Да дело, собственно, не в датах и юбилеях, а в самой политической и социально-экономической концепции, частью которой и является данная амнистия. Для единороссов перехват нашей законотворческой инициативы всего лишь некий тактический маневр. Мы же предлагаем такую стратегию, в соответствии с которой экономическая амнистия стала бы началом больших, реальных, давно назревших перемен в нашей стране.