Владимир Милов: В чем ответственность политика

От обилия актуальных политических событий, которые необходимо прокомментировать, глаза разбегаются. Но сегодня стоит вспомнить об одном важном историческом событии, оказавшем определяющее влияние на новейшую историю нашей страны.

20 лет назад на этой неделе в Москве открылся V съезд народных депутатов РСФСР, которому президент Борис Ельцин предложил свою программу неотложных экономических реформ. Первым пунктом этой программы значилась немедленная либерализация розничных цен с 15 декабря 1991 г. Егора Гайдара тогда еще не было в правительстве: он будет назначен туда только в ноябре.

Предложение Ельцина о форсированной либерализации цен было одобрено 878 голосами «за», и только 16 депутатов голосовали против. Против не выступила ни одна организованная политическая сила. Не нашлось ни одного Явлинского, Илларионова, Лужкова и других, которые вышли бы тогда на трибуну съезда и сказали: остановитесь, одумайтесь, что вы делаете, это все неправильно, у нас есть другая программа действий! Нет, такого не было. Массовая критика «шоковой терапии» началась много позже – наш мужик, как известно, силен задним умом.

Похожая история случилась в декабре с ратификацией Беловежских соглашений о роспуске СССР: толпа рвущих на себе рубаху «категорических противников развала великой страны» нарисовалась потом, а 12 декабря 1991 г. против ратификации соглашений проголосовало всего семь депутатов Верховного совета РСФСР из 250.

Вообще-то голосование на V съезде народных депутатов РСФСР должно стать краеугольным камнем учебников истории, анализирующих российские реформы 1990-х. С этого голосования все началось, оно сделало все последующие действия реформаторов легитимными (Борису Ельцину тогда были еще и предоставлены особые полномочия сроком на год).

Но этой информации днем с огнем не найдешь – даже в интернете. Про тот съезд нет даже отдельной статьи в Википедии.

К чему это я? К тому, что в решающие моменты российской истории очень многие из тех политиков, кто в относительно спокойной обстановке по разным поводам гордо выпячивает свою грудь, вдруг как по мановению волшебной палочки превращаются в послушное стадо и прячутся за спины тех немногих, кто решается взять на себя ответственность. А потом, когда станет полегче, выходят из-за спины и начинают во всеуслышание заявлять о своем «принципиальном несогласии».

В ближайшие годы нашу страну ждут трудные времена, возможны неожиданные исторические повороты. В эти времена важно помнить об опыте и ошибках 1991-го. И очень важно, чтобы нашлись политики, которые не испугаются брать ответственность на себя. Если в такой момент у нас не окажется никого, кроме стада фрирайдеров, нагулявших жир за время путинской «стабильности» и разучившихся мыслить и действовать самостоятельно, ничего хорошего это нам не сулит.