От редакции: Ядовитая память о советском прошлом

Недействующие заводы, производившие оружие массового уничтожения и другие агрессивные материалы, места захоронения отравляющих и других опасных веществ – это не просто свидетельство бесхозяйственности и безответственности собственников и чиновников. Это типичные продукты распада советской империи, которые не были вовремя ликвидированы после краха СССР, унаследованы нынешней Россией и сейчас угрожают жизни и здоровью миллионов наших сограждан.

Многие экологически небезопасные предприятия, работавшие в советские годы на оборону или производившие продукцию двойного назначения, были закрыты в 1990-х-2000-х гг., некоторые не были достроены. Многие из них не были законсервированы, плохо охраняются, отходы их продукции отравляют здоровье и жизнь обывателей, живущих и работающих неподалеку. Безжизненные здания этих заводов и зловещая атмосфера вокруг них напоминают кадры «Зоны» из фильма Андрея Тарковского «Сталкер». Вчера журналисты «Известий» рассказали о четырех таких предприятиях: в Волгограде, Красноярске, Свердловской и Тульской областях. Прежняя продукция заводов, как военного, так и гражданского назначения не пользуется спросом, их перепрофилирование или использование под непроизводственные площади маловероятно. Консервация зданий и/или рекультивация земель требует миллионов, а иногда и миллиардов бюджетных денег.

Приведенные примеры - наглядная иллюстрация экологической бомбы, заложенной под многими городами и целыми регионами в советские годы. Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев на июньском Госсовете, посвященном экологии, сообщил о 194 «горячих экологических точках», где ситуация близка к критической, и тысячах просто «тяжелых объектов». Экологи утверждают, что министр смягчает ситуацию. Житель города Железногорск Курской области Олег Архипов рассказал «Ведомостям» о печальной участи завода «Кристалл». Построенное в конце 1980-х гг. предприятие производило детали для головок самонаведения ракет, в 1996 г. военное производство закрыли. Регулярная смена арбитражных управляющих в 2000-е гг. привела к закрытию и полному упадку. Цеха и лаборатории, где использовались опасные для жизни и здоровья химикаты, остались без охраны и превратились в проходной двор. Охотники за металлоломом и компании подростков легко обходят прочные двери на бывшей проходной и проникают, куда им хочется. Они либо не понимают опасности, которой подвергаются, либо не ценят свою жизнь и здоровье.

Угрожающие объекты – неработающие предприятия и цеха по производству отравляющих и агрессивных веществ, захоронения радиоактивных и химических отходов – нередко остаются безнадзорными.

По словам эколога Дмитрия Левашова, жителя одного из самых неблагополучных городов России – Дзержинска Нижегородской области, слабо охраняются полигоны, где хранятся отходы производства некоторых местных химических комбинатов, в том числе производивших отравляющие вещества и опасные пестициды.

На некоторых нет не только постоянной охраны, но и заграждений.

Неработающие цеха не имеют постоянной живой охраны и не находятся под видеонаблюдением даже на некоторых предприятиях ядерной отрасли. Наконец, устаревшие могильники опасных отходов нередко расположены на берегах рек или в крупных городах. Иногда хранилища отработанных опасных материалов находятся под надежной охраной, как на химических заводах в Чапаевске (Самарская обл.) и Кирово-Чепецком химкомбинате (Кировская обл.). Но это скорее исключения.

Порой проникновению к опасным объектам препятствуют только грозные плакаты об угрозе жизни и здоровью и частичные заграждения вместо сплошных. Подобная ситуация нетерпима. И дело не только в экстремалах и охотниках за редкими металлами. Легкостью доступа к подобным полигонам могут воспользоваться террористы для создания химических бомб и мин, «атомных бомб для бедных». Как показала недавняя находка бомб и снарядов с полигона Ашулук на пункте сдачи металлолома, найти корпуса для боеприпасов – тоже не проблема.