Статья опубликована в № 2969 от 27.10.2011 под заголовком: Аттестат зрелости: Развивать элитное образование

Андрей Панов: Не можем учить всех, значит, будем учить лучших

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

За последние пять лет Россия обогнала весь мир по количеству студентов на 1000 человек. По этому показателю мы делим почетное 1–2-е место с Казахстаном. Например, у нас в доля студентов 3 раза больше, чем в Германии, в 3 раза больше, чем во Франции, и на 20% больше, чем в США.

Впрочем, любому понятно, что не только размер имеет значение. Важно еще и чему ты учишь, сколько за это платишь, кого учишь и как хорошо учишь. Давайте попробуем разобраться с первыми двумя вопросами. Кого российские вузы готовят за счет государства? На какую специальность институты и университеты принимают больше всего бюджетников? Ответ с первого взгляда может показаться неожиданным. В этом году за счет налогоплательщиков на первом курсе больше всего будут учить учителей – около 25 000 человек. Столько же, сколько экономистов и менеджеров, вместе взятых, в 3 раза больше, чем энергетиков, и в 100 раз больше, чем теологов. На втором месте после учителей с небольшим отрывом идут врачи.

На самом деле 25 000 человек – это разумная цифра. По данным Росстата, в стране сейчас работает около 1 млн школьных учителей. Например, если бы выпускники пединститутов все поголовно шли бы в учителя и работали там до пенсии, то они бы как раз заполнили все вакансии. И даже несмотря на то что далеко не все идут работать в школу, не нужно ведь забывать и о других вузах и педучилищах.

А вот с качеством студентов, которые идут учиться в пединституты, настоящая беда. Достаточно быстрого взгляда на рейтинг вузов, составленный Высшей школой экономики и «РИА Новости» по результатам набора студентов этим летом, чтобы увидеть: по большинству значимых специальностей в России есть свои элитные вузы. Такие, куда сложно поступить вне зависимости от специализации. С высоким или очень высоким проходным балом ЕГЭ. С большим количеством олимпиадников и льготников. Среди педагогических институтов таких, к сожалению, нет, может быть за исключением РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Достаточно сказать, что третьей (в категории пединститутов) по силе поступивших студентов в этом году оказалась Бирская государственная социально-педагогическая академия. Каюсь, но до вчерашнего дня я и не знал про этот город в Башкирии с населением 45 000 человек. В большинство пединститутов с радостью принимают круглых троечников, а куда-то зачисляют и тех, чей средний балл ЕГЭ можно приравнять к советской двойке.

Слабые студенты педвузов сегодня – это гарантия низкого среднего уровня образования на следующие 30 лет. И я не думаю, что объявленная нынешним премьером цель – сравнять зарплату учителей со средней по стране – это достаточное условие для повышения престижа профессии. Все это не значит, что сейчас в педвузах нет сильных студентов, из которых вырастут блестящие учителя. Они там есть, но вопреки системе, а не благодаря ей.

Если у страны нет денег на создание всеобъемлющей системы качественного образования, то нужно выделять элитное и концентрироваться на нем, стимулировать школы для талантливых учеников, где преподают лучшие учителя, учившиеся в элитных вузах и получающие высокую зарплату.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more