Андрей Панов: Не можем учить всех, значит, будем учить лучших

За последние пять лет Россия обогнала весь мир по количеству студентов на 1000 человек. По этому показателю мы делим почетное 1–2-е место с Казахстаном. Например, у нас в доля студентов 3 раза больше, чем в Германии, в 3 раза больше, чем во Франции, и на 20% больше, чем в США.

Впрочем, любому понятно, что не только размер имеет значение. Важно еще и чему ты учишь, сколько за это платишь, кого учишь и как хорошо учишь. Давайте попробуем разобраться с первыми двумя вопросами. Кого российские вузы готовят за счет государства? На какую специальность институты и университеты принимают больше всего бюджетников? Ответ с первого взгляда может показаться неожиданным. В этом году за счет налогоплательщиков на первом курсе больше всего будут учить учителей – около 25 000 человек. Столько же, сколько экономистов и менеджеров, вместе взятых, в 3 раза больше, чем энергетиков, и в 100 раз больше, чем теологов. На втором месте после учителей с небольшим отрывом идут врачи.

На самом деле 25 000 человек – это разумная цифра. По данным Росстата, в стране сейчас работает около 1 млн школьных учителей. Например, если бы выпускники пединститутов все поголовно шли бы в учителя и работали там до пенсии, то они бы как раз заполнили все вакансии. И даже несмотря на то что далеко не все идут работать в школу, не нужно ведь забывать и о других вузах и педучилищах.

А вот с качеством студентов, которые идут учиться в пединституты, настоящая беда. Достаточно быстрого взгляда на рейтинг вузов, составленный Высшей школой экономики и «РИА Новости» по результатам набора студентов этим летом, чтобы увидеть: по большинству значимых специальностей в России есть свои элитные вузы. Такие, куда сложно поступить вне зависимости от специализации. С высоким или очень высоким проходным балом ЕГЭ. С большим количеством олимпиадников и льготников. Среди педагогических институтов таких, к сожалению, нет, может быть за исключением РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Достаточно сказать, что третьей (в категории пединститутов) по силе поступивших студентов в этом году оказалась Бирская государственная социально-педагогическая академия. Каюсь, но до вчерашнего дня я и не знал про этот город в Башкирии с населением 45 000 человек. В большинство пединститутов с радостью принимают круглых троечников, а куда-то зачисляют и тех, чей средний балл ЕГЭ можно приравнять к советской двойке.

Слабые студенты педвузов сегодня – это гарантия низкого среднего уровня образования на следующие 30 лет. И я не думаю, что объявленная нынешним премьером цель – сравнять зарплату учителей со средней по стране – это достаточное условие для повышения престижа профессии. Все это не значит, что сейчас в педвузах нет сильных студентов, из которых вырастут блестящие учителя. Они там есть, но вопреки системе, а не благодаря ей.

Если у страны нет денег на создание всеобъемлющей системы качественного образования, то нужно выделять элитное и концентрироваться на нем, стимулировать школы для талантливых учеников, где преподают лучшие учителя, учившиеся в элитных вузах и получающие высокую зарплату.