Статья опубликована в № 2971 от 31.10.2011 под заголовком: Слово и дело: Вспомнить о человеке

Владислав Иноземцев: Пенсионно-медицинское недомогание

С.Портер

Когда говорят об ошибках 1990-х гг., среди основных обычно называют крах системы социального обеспечения, последовавший за распадом советской системы. И для этого есть очевидные основания: на ранних этапах реформ резко обесценились пенсии, почти сразу же была упразднена система санаторного обслуживания, гражданам перестало предоставляться (за исключением Москвы) бесплатное жилье, наметилось резкое ухудшение качества услуг здравоохранения.

Официальный минимальный размер оплаты труда потерял связь с реальной стоимостью жизни: в начале 1996 г. он составлял 63 200 руб., или $14 (при официальной величине прожиточного минимума в 369 000 руб.). Средний размер трудовой пенсии в тот же период достиг 302 000 руб., или $67; пособие по рождению ребенка составляло 600 000 руб., или $130, – при этом выплаты пенсий и пособий часто задерживались.

Ситуация начала исправляться в 2000-е гг., и в целом историю последних лет в данной сфере можно считать историей относительного успеха. Растущие нефтяные цены позволили направлять больше средств на решение социальных проблем, а укрепление государства – упорядочить систему социальной защиты. В то же время с учетом опыта последнего десятилетия можно отметить, что у властей получается решать проблемы только там, где речь идет о раздаче дополнительных денег, но далеко не всегда там, где они сталкиваются с необходимостью реализации мер, требующих серьезных инвестиций или четкой адресной поддержки.

За период с 2000 по 2010 г. общий объем социальных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации вырос с 536 млрд до 9,6 трлн руб., или в 17,9 раза. Минимальный размер оплаты труда увеличился со 132 руб. в месяц в конце 2000 г. до 800 руб. в начале 2006 г. и 4611 руб. сегодня (для Москвы он установлен на уровне в 11 000 руб.). Средний размер трудовой пенсии вырос с 694 руб. в 2000 г. до 8600 руб. в 2010-м. В 2007 г. правительство объявило о новых мерах в области демографической политики, введя практику выплаты материнского капитала при рождении второго и последующих детей в сумме 250 000 руб., индексируемой с учетом инфляции (на сегодня сумма составляет 365 700 руб.). Значительное внимание было уделено социальному обеспечению военнослужащих: в результате ряда шагов пенсии военных пенсионеров в 2012 г. достигнут 17 000 руб.

Однако это не значит, что в данной сфере не существует проблем. Пенсионная система сталкивается с постоянными трудностями, а бюджет ПФР остается дефицитным. При этом коэффициент замещения (отношение пенсии к предшествующей заработной плате) снижается – с 31,0% в 2002 г. до 24,7% в 2008 г. – и, по прогнозам ПФР, может достичь 17% к 2020 г. Возможности решения проблемы через повышение страховых платежей сегодня практически исчерпаны – после их повышения с 2011 г. до 34% фонда заработной платы бизнес начал уходить в тень. К тому же доля трудоспособного населения сокращается: если сейчас на одного пенсионера в России приходится 1,7 работника, то к 2030 г. соотношение составит 1:1. Следует отметить также, что около четверти пенсионеров получают сегодня льготные пенсии, а более трети пенсий по старости назначаются раньше формального наступления пенсионного возраста, что увеличивает нагрузку на бюджет. Выход из этой ситуации большинство специалистов видят в повышении пенсионного возраста, но пока соответствующие намерения отвергаются властями.

Становление системы страховой медицины также осуществлялось с трудом. Закон об обязательном медицинском страховании был принят только в 1997 г., и лишь через пять лет была одобрена первая концепция реформы здравоохранения, которая предусматривала всеобщность и доступность медицинской помощи независимо от социального статуса граждан, уровня их дохода и места жительства. Система ОМС, однако, не может нормально функционировать в условиях, когда реальная стоимость медицинской услуги, включающая прямые и косвенные затраты, не рассчитана, но заведомо выше утвержденных правительством расценок. Сегодня власти пытаются дополнить финансирование по линии ОМС ассигнованиями из федерального и местных бюджетов, но это вряд ли спасет ситуацию: объем выделяемых средств в ближайшие годы будет снижаться (с 503,7 млрд руб. в 2011 г. до 454,6 млрд руб. в 2014-м (Пояснительная записка, с. 86), а себестоимость медицинских услуг – расти. Статистика фиксирует, что даже в относительно благополучные 2000-е гг. общая первичная заболеваемость в стране возросла на 15%, по новообразованиям – на 50%, по болезням системы кровообращения – вдвое. Причина – в неразвитости профилактической медицины, не охваченной страховками; справиться же с валом болезней россияне не в состоянии – ведь среднедушевые расходы на здравоохранение в РФ в 2008 г., по оценке ВОЗ, составили всего $568 (в Германии – $2800, во Франции – $3000).

Особо сложная ситуация складывается сегодня в сфере выплаты социальных пособий, размер которых остается по мировым меркам мизерным. Среднее пособие по безработице составляет в России 3900 руб., минимальное пособие по беременности и родам – 19 900 руб., минимальное пособие на ребенка до достижения им возраста полутора лет – 2200 руб. в месяц. Стипендии для студентов составляют сейчас 1600 руб. в месяц, для аспирантов – 2500 руб. Примеры можно продолжать.

Общая оценка ситуации приводит к выводу о том, что Россия, с одной стороны, выглядит очень хорошо на фоне развивающихся стран. Сравнения с Китаем и даже с Бразилией выглядят несомненно в пользу Российской Федерации. В то же время она существенно отстает в организации системы социальной защиты по сравнению, например, с соседними странами со схожим уровнем дохода, но являющимися членами ЕС. В Хорватии с подушевым ВВП на 15% большим, чем в России, средняя пенсия составляет 403 евро, а пособие по безработице – 590 евро; о системе здравоохранения говорить излишне. Причина такого положения дел таится, скорее всего, в крайне неэффективном использовании государственных и аккумулируемых в страховых фондах средств. Так, подушевые расходы на здравоохранение в Польше превышают российские лишь на 40%, зато продолжительность жизни больше, чем в России, на 10 лет, а показатели заболеваемости устойчиво снижаются.

Другой очевидный вывод сводится к тому, что государство в России плохо справляется с выстраиванием сложных систем организации социального обеспечения. Повышение пенсий, реализация программ выплат материнского капитала, повышение довольствия военнослужащим и пенсий военным пенсионерам – все это показывает, что при наличии достаточных доходов бюджет уверенно исполняет свои обязательства. В то же время прямые траты на здравоохранение, на строительство социального жилья, на предоставление иных льгот оказываются крайне неэффективными и зачастую не достигают цели.

За последнее десятилетие Россия прошла большой путь по восстановлению государственной заботы о населении, однако прочных основ социального государства в стране так и не сложилось. И хотя в социальной сфере в 2000-е гг. заметен куда больший прогресс, чем в производственной, нам еще есть к чему стремиться.

Проект «Слово и дело» призван познакомить российского читателя с мнениями китайских специалистов по 12 направлениям развития России и Китая. Сегодняшняя тема – социальная политика – открывается статьей Владислава Иноземцева. Статья экспертов из КНР выйдет во вторник, 1.11.2011

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать