Как Китай перестраивает системы соцобеспечения

С самого возникновения КНР все жители были поделены на крестьян и горожан. Первые (к ним относилось 80% населения) не могли по собственному желанию переезжать в города и могли рассчитывать только на поддержку членов своих семей; вторые были ограничены в передвижении пропиской, но имели право на минимальные социальные гарантии.

По законам тех лет госпредприятия обязывались обеспечить сотрудников страховками: пенсионной, медицинской, от несчастных случаев, а также по рождению ребенка, причем платили они их из собственных фондов, а размеры страховки были пропорциональны зарплате работника (разрыв между самой высокой и самой низкой ее ставкой составлял 28 раз). Кроме того, неравенство в социальном обеспечении усиливалось тем, что работники правительственных служб, партийных организаций, руководители предприятий, профессора и ветераны-революционеры пользовались бесплатным здравоохранением, получали бесплатное жилье и имели много других привилегий. В современном же смысле слова системы социального обеспечения в Китае не существовало до начала 1990-х гг.

Толчком к преобразованиям послужило разгосударствление экономики и массовые сокращения работников, заставившие власти задуматься о пособиях по безработице и других видах страхования. В 1986 г. министерство финансов создало единую общенациональную службу, в пользу которой стали взиматься с предприятий все страховые платежи. Был принят закон, по которому налог в 1% от выплачиваемой работникам зарплаты направлялся на выплату пособий зарегистрированным на бирже труда (а только в 1990-е гг. из госучреждений и с госпредприятий было уволено 77,8 млн человек). В середине 1990-х были созданы министерства труда и социального обеспечения, а также принят закон о социальном страховании в КНР, объявивший социальное страхование всеобщим принципом.

Однако и по сей день в Китае сохраняются две системы социального страхования: страхование рабочих и служащих и страхование сельских жителей. В первом случае речь идет о нескольких видах страхования. Пенсионное обеспечение осуществляется через созданный в 1997 г. Фонд пенсионного страхования. Сегодня им охвачены 257 млн горожан. Существует и медицинское страхование. Типичная медстраховка включает оплату лечения и профилактических осмотров, но распространяется только на работающих горожан (130 млн человек). С 2010 г. власти начали использовать государственные и частные страховые взносы для медицинского обслуживания безработных и пенсионеров с городской пропиской, а также представителей малообеспеченных слоев населения и инвалидов. Помимо этого правительство пытается добиться поддержки бедняков на основе принятого в 1999 г. Госсоветом положения «О прожиточном минимуме в городах». В 2007 г. пособие в соответствии с ним получали около 22,7 млн малоимущих граждан, или около 3,83% городского населения.

В 2009 г. начался эксперимент по внедрению пенсионной реформы в деревнях, в котором могли участвовать все достигшие 16-летнего возраста жители, не затронутые другими социальными программами; им по достижении 60-летнего возраста гарантируется ежемесячная пенсия в сумме не менее 55 юаней. В 2003 г. был начат новый курс в кооперативном медстраховании деревенского населения, оно пока покрывает только часть трат по лечению серьезных заболеваний (от 30 до 70% стоимости стационарного лечения). В начале 2011 г. этим видом страховки было охвачено 96% селян. Однако это не решает всех имеющихся проблем: доходы пожилых граждан на селе остаются в 5–6 раз ниже, чем в городах, а детская смертность в деревнях – в 3–4 раза выше, чем в городе. Да и прожить на 55 юаней (260 руб.) не представляется возможным.

Различия между городом и деревней остаются главной проблемой китайского социального обеспечения. Дополнительные сложности создает и то, что 230 млн крестьян работают в городах без прописки и потому вообще не могут воспользоваться ни одной из страховых схем.

Однако пусть и менее значимой, но не менее заметной проблемой является неравенство в социальном обеспечении. В условиях, когда 49% китайцев «крайне озабочены» перспективами своего пенсионного обеспечения, а 35,5% – возмещением расходов на здравоохранение, госчиновники и руководящие партийные работники получают пенсию в полном размере их самой высокой в течение жизни заработной платы, сохраняя при этом право на бесплатное медицинское обслуживание и многочисленные привилегии на покупку жилья. Это вызывает недовольство народа и во многом сводит на нет общественно-политический эффект от усилий правительства: с 2001 по 2010 г. бюджетные расходы на социальные нужды выросли в текущих ценах в 4,6 раза и составили по итогам года 908 млрд юаней (4,3 трлн руб.), или 10,1% всех расходов бюджета.

В 2011 г. Вэнь Цзябао выступил с рабочим докладом о задачах совершенствования механизма финансирования социальной сферы, а правительство озвучило ряд плановых цифр. Так, к концу текущего года не менее 60% горожан должны стать участниками программы по пенсионному страхованию, а к 2015 г. 100% сельских жителей должны быть обеспечены минимальной пенсионной страховкой.

Подводя итоги, можно сказать, что начиная с 1980-х гг. Китай перешел от системы, в которой социальные блага могла обеспечить лишь структура, в которой работали граждане, к системе прямой заботы государства об обществе. Власти извлекли уроки из форсированного процесса экономического развития и в настоящий момент стремятся к упразднению иерархической социальной системы, а также неравноправной политики в отношении выходцев из города и деревни. Без формирования всеобъемлющей системы социального обеспечения Китай не сможет называться подлинно современной страной.

Перевод с китайского Алины Верижниковой