От редакции: За царей, против самозванцев

Патриарх Кирилл предложил приравнять события октября 1612 г. к победе над нацистами в мае 1945 г. «Если сравнивать, что произошло тогда, в далеком ХVII веке, с тем, что произошло в веке ХХ <...> можно с уверенностью сказать, что это события одного порядка и одно не важнее другого», – заявил патриарх в День народного единства 4 ноября, учрежденного в память событий 400-летней давности.

Дата освобождения Кремля от интервентов в отличие от Дня Победы условна. Боевые действия против поляков и повстанческих отрядов продолжались еще многие годы. Но речь не только о правильной дате. Победа над гитлеровской Германией – это окончание мировой войны и триумф СССР. После 1612 г. Россия еще столетие пребывала на задворках Европы и мировой политики. Разгром нацистов в отличие от отражения польского нашествия был для большинства народов Советского Союза вопросом жизни и смерти. Это окончание разных по природе и значению явлений: Смуты начала ХVII в. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

События начала ХVII в. больше напоминают не Великую Отечественную, а Гражданскую войну 1918–1922 гг. Первопричиной Смуты, вспыхнувшей после пресечения старой династии Рюриковичей со смертью царя Федора Иоанновича в 1598 г., были внутриполитические и социальные конфликты в нашей стране. Знаменитый русский историк Василий Ключевский писал в «Курсе русской истории»: «Он (самозванец. – «Ведомости») был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве». Такого же мнения придерживаются и многие историки последующего времени. Голод, порожденный длительным неурожаем и вызвавший сотни тысяч жертв, обострил противоречия внутри правящего класса (между царем и боярством, между боярством и дворянством) и между господствующим классом и зависимым населением.

Высшая аристократия, пригласив первого самозванца и признав его царем, боролась за ограничение власти самодержца, стремилась расширить собственные сословные привилегии. Ставший впоследствии царем Василий Шуйский не скрывал, что бояре признали Лжедмитрия I только ради свержения Бориса Годунова. По выражению Ключевского, «бояре видели в самозванце свою ряженую куклу, которую, подержав до времени на престоле, потом выбросили на задворки».

Затем на арену Смуты вышли среднее боярство и дворянство, недовольные господством тогдашней олигархии. Безвластием на местах пользовались крестьяне и городские низы, которые надеялись истребить высшие классы и избавиться от феодальной зависимости. Самозванчество стало типичным проявлением недовольства.

Фигуры царей и самозванцев (помимо двух самых известных Лжедмитриев историки насчитывают 812 «царевичей») были лишь знаменами, символизировавшими вполне примитивные политические и имущественные стремления разных групп интересов.

Все стороны активно прибегали к помощи иностранцев (поляков, литовцев и шведов), казацких шаек с Дона и из Запорожья. Те использовали свое вмешательство для ослабления российского государства и грабежа беззащитного населения.

Показательно, что российская аристократия и высшие иерархи православной церкви соглашались призвать представителя польской королевской династии Владислава на русский престол при условии его перехода в православие.

Сравнивать события начала ХVII в. и середины ХХ в. – большая натяжка. Но проблема этим не исчерпывается. Попытки представить отечественную историю в виде «понятного массам» плаката выдают не столько незнание истории, сколько неуважение к «массам». Эти попытки выдают представление о народе как о безликой толпе, умеющей только кричать ура во время салюта. Дайте только новый повод: 7 ноября отменили, теперь будет четвертое. Празднуйте.

Но история страны – любой страны, в том числе нашей, – не состоит из одних триумфов и салютов. Триумфов в истории любой страны на самом деле крайне мало. Чего в нашей – и любой другой – истории всегда было много, так это трагедий и кропопролития. Особенно во время войн. Кому, как не патриарху, напомнить обществу о том, что дни побед суть прежде всего дни памяти погибших?