Статья опубликована в № 2975 от 07.11.2011 под заголовком: Правила игры: Проблемы Китая

Константин Сонин: Ловушки "китайской модели"

Пока все наблюдают за драматическими событиями в углах еврозоны – то греческий премьер-министр объявляет референдум о согласии граждан на резкое сокращение бюджетных расходов, без которого Греции не спишут часть долгов, то отменяет его, – более важные для мировой экономики события происходят, возможно, в Китае.

Шум о том, что рост в Китае замедляется или даже прекращается, поднимается не в первый раз. Почему? Есть сразу несколько причин ожидать замедления. Во-первых, у всех перед глазами пример Японии, страны – рекордсмена ХХ в. по темпам роста, которая после 40 лет очень быстрого развития пережила «потерянное десятилетие» в 1990-х. Двух одинаковых стран, конечно, не существует: Китай далеко еще не достиг японского уровня ВВП на душу населения (с увеличением богатства экономический рост в среднем замедляется), на китайском фондовом рынке нет и близко такого пузыря, как в Японии в конце 1980-х (рынок недвижимости выглядит более подозрительно). И все же: в середине 1980-х мировая пресса была заполнена прогнозами того, как Япония вскоре станет крупнейшей экономикой в мире...

Во-вторых, китайские макроэкономические показатели выглядят не очень хорошо (хотя и совсем не катастрофично). Инфляция заставляет правительство повышать процентные ставки. Долги китайского правительства невелики, особенно по сравнению с гигантскими золотовалютными резервами, но, как показал опыт последних лет, нужно принимать во внимание состояние банковской системы: вдруг правительству придется принимать на свой счет долги государственных и квазигосударственных банков (не говоря уже про долги провинций и муниципалитетов). Качество займов, выданных в последние годы под залог недвижимости, вызывает серьезные опасения.

В-третьих, экономическая политика, которую многие годы проводит китайское правительство, парадоксальна. С одной стороны, она дает плоды – экономическое развитие. С другой – основывается большей частью на тех рецептах, которые уже не раз дискредитировали себя в других странах. Занижение обменного курса для удешевления экспорта – какая развивающаяся страна не пробовала? Чуть ли не во всех случаях кроме китайского эффект был кратковременным. Стимулирование спроса с помощью бюджетных расходов? Именно так отреагировало китайское правительство на угрозу спада во время мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. «Кейнсианский стимул» не может быть источником экономического роста. Это лишь в лучшем случае способ вытолкнуть экономику из депрессивного состояния. Энтузиасты китайской модели развития указывают на километры высококачественных дорог и другие результаты инфраструктурных инвестиций, но аналогичные инвестиции в других развивающихся странах раз за разом давали очень небольшую отдачу. Стимулы госчиновников, отвечающих за эти инвестиции, в условиях малопрозрачной и статичной политической системы вовсе не совпадают с интересами экономического развития. А до реформы политической системы еще далеко...

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать