Игорь Цуканов: Секрет успешного IPO Groupon

Специализирующийся на продаже товаров и услуг со скидками интернет-сервис Groupon провел удивительно удачное размещение акций. О майских планах разместиться с капитализацией $15–20 млрд Groupon, правда, пришлось забыть. Но не оправдался и ее октябрьский пессимистический прогноз, предполагавший, что рынок оценит компанию в $10–11,4 млрд: фактическая оценка составила $12,7 млрд, а в первый день торгов на NASDAQ – в прошлую пятницу – Groupon подорожала еще на 31%. Это во-первых.

А во-вторых, существовала не нулевая вероятность того, что в условиях волатильного рынка Groupon вовсе отложит IPO, как поступили, например, Facebook и разработчик игр для социальных сетей Zynga. Тем более что подготовка к размещению акций Groupon сопровождалась целой серией скандалов. Сначала американской Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) не понравился один из ключевых показателей отчетности Groupon – «скорректированная консолидированная сегментированная операционная прибыль», т. е. чистая прибыль без учета расходов на рекламу, поглощения и поощрение сотрудников: Groupon превратила $420 млн прошлогоднего чистого убытка в $61 млн чистой прибыли. Потом аналитики обратили внимание, что долги Groupon перед поставщиками товаров и услуг в несколько раз превышают запасы ее денежных средств. В ответ гендиректор Groupon Эндрю Мейсон разослал сотрудникам письмо с заверениями, что у компании нет проблем с наличностью. Зато они возникли с той же SEC: письмо просочилось в прессу, а компаниям, готовящимся к IPO, запрещено делать публичные заявления. В довершение всего сама Groupon пересмотрела выручку за последние три года, исключив из нее те платежи пользователей, которые в итоге достались ее партнерам.

В этой ситуации разместить акции по цене на 11% выше установленного накануне ценового порога, конечно, удача.

И связана она не в последнюю очередь с тем, что эта компания – в отличие от многих проводящих IPO или готовящихся к нему – привлекла деньги для себя, ее акционеры в размещении даже не участвовали. То есть инвесторы понимали, что финансируют тот самый бизнес, долю в котором приобретают, а не конкретных людей, решивших «соскочить» в преддверии кризиса. И еще одно. Скидки – штука, пользующаяся у людей повышенным спросом во времена экономической нестабильности.