От редакции: Призы патриарха

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отправился в Сирию не только для общения со своим антиохийским коллегой Игнатием, но и с миротворческими целями; он уже встретился с премьер-министром Аделем Сафаром и планирует – с президентом Башаром Асадом. Как тут не вспомнить слова министра иностранных дел Сергея Лаврова о том, что церковь осуществляет те же задачи, что и дипломатия, и идет с МИДом «рука об руку».

Перед визитом в Сирию патриарх встретился с руководством Федерации хоккея с мячом, пишет «Советский спорт», и согласился патронировать развитие этого вида спорта в Москве. В феврале на Красной площади должен пройти детский турнир на призы патриарха. Как тут не вспомнить патронат спортивных федераций со стороны правительства и олигархов.

На встрече с православной общественностью 5 ноября президент Дмитрий Медведев удовлетворенно признавал, что «между государством и церковью существует высокая степень гармонии, или, как обычно говорит Святейший Патриарх, симфонии». К слову, на той встрече и патриарх, и президент вспоминали о советском времени как времени гонений на церковь. Что не помешало патриарху 11 ноября на заседании, посвященном изданию «Православной энциклопедии», сожалеть о распаде СССР: «Чтобы никогда в истории больше не повторилось то, что произошло в начале 1990-х гг., и чтобы никакие ссылки на неудовлетворительное управление, неправильную идеологию не подталкивали людей к тому, чтобы разрушить государственность, потому что целились в режим, а попали в историческую Россию». Это парафраз известных слов диссидента и философа-атеиста Александра Зиновьева. Впрочем, патриарх скорее вторит словам Владимира Путина про «крупнейшую геополитическую катастрофу века». Вероятно, на этом заседании говорить о тысячах замученных священников и разрушенных храмов было не с руки. Или советская государственность стоила этих жертв? Тем более они канонизированы.

Напомним, что автор концепции симфонии («созвучия») церкви и государства император Юстиниан считал, что эта симфония возможна, только когда священство «поистине беспорочно и украшено верностью Богу», а государство «украшено правильным и порядочным государственным строем» и компетентно. Но это было давно и в другой культуре.