Статья опубликована в № 2989 от 25.11.2011 под заголовком: От редакции: Собственник платит

От редакции: Монополии должны платить налоги

Децентрализация ресурсов, так необходимая для развития регионов, от разговоров переходит к реальным действиям. Рабочая группа под руководством вице-премьера Александра Хлопонина подготовила черновой вариант предложений о перераспределении налоговых доходов в пользу регионов. Подробно план описан в статье «Передача от Хлопонина» (№ 222 от 24.11.2011, стр. 03).

Одно из самых перспективных предложений группы, на наш взгляд, – поэтапная отмена с 2013 г. льгот по земельному налогу и налогу на имущество, включая имущество естественных монополий.

Монополии не платят налог на имущество еще с начала 1990-х: из-под него выведены железнодорожное полотно общего пользования, магистральные трубопроводы и электросети, а также связанные с ними объекты, например, газораспределительные и железнодорожные станции или даже плотины, по которым проходят дороги. Стоимость этого имущества измеряется триллионами рублей. Регионы, которым предназначены доходы от налога на имущество, много раз просили законодателей пересмотреть преференции инфраструктурных монополий, но пока тщетно.

На их стороне и Минфин – в среду на финансовом форуме «Ведомостей» и. о. министра финансов Антон Силуанов сказал, что ведомство рассчитывает отменить часть льгот по земельному и имущественному налогам уже с 2013 г. Эту идею Минфин выдвигал неоднократно, в последний раз – прошлым летом. Приобщать монополии к общим условиям хозяйствования предлагалось в пять этапов, к 2016 г. ставка достигла бы 2,2%, как у всех остальных предприятий. Доходы регионов должны были вырасти с 14,5 млрд до 80 млрд руб.

Но правительство эту идею отвергло, поддержав мощное лобби из «Газпрома» (газопроводы), «Транснефти» (нефте- и нефтепродуктопроводы), РЖД (железнодорожные пути), ФСК (сети высокого напряжения) и «Холдинга МРСК» (распределительные электросети). Все эти компании принадлежат государству и в ответ на отмену льгот грозятся повысить тарифы. За рост их налогов заплатила бы вся экономика, объясняют свой отказ чиновники. К примеру, рост тарифов «Транснефти» был бы не 9% в год, а 20%.

Но этот аргумент не выдерживает критики. Во-первых, все они, кроме разве что РЖД, легко пережили бы повышение налоговой нагрузки.

По расчетам Центра развития (на основании отчетов компаний за 2009 г.), при ставке в 2,2% РЖД пришлось бы дополнительно заплатить в бюджет 28,5 млрд руб., «Газпрому» – 49,2 млрд, «Транснефти» – 10,5 млрд, МРСК – 4,9 млрд. Это, соответственно, 56,6% доналоговой прибыли РЖД, 5,8% – «Газпрома», 6,7% – «Транснефти», 8,4% – МРСК.

Во-вторых, все эти компании имеют большие резервы для экономии. К примеру, ради дружбы с Белоруссией «Газпром» в 2012 г. вдвое снижает для нее цены на газ и будет терять по $3 млрд в год (примерно по 93,7 млрд руб. – вдвое больше, чем предполагаемый рост налога). «Транснефть» в 2005–2009 гг. потратила только на благотворительность 18,2 млрд руб. – сумму, в 1,5 раза большую, чем предполагаемые расходы на налог.

Немало написано и о раздутых расходах монополий. Инвестпрограмма «Газпрома» вместе с «дочками» в этом году увеличена на 56%, почти до 1,6 трлн руб. А по расчетам директора East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, основанным на официальных публикациях «Газпрома», руководство концерна добавляет маржу посредников и подрядчиков, которая увеличивает стоимость его газопроводных проектов в 3–4 раза.

Повышение налогов на землю и имущество во всем мире заставляет собственников более рационально к ним относиться. Монополисты, конечно, не могут избавиться от лишних трубопроводов или линий передачи, но у них полно непрофильного имущества. Если правительство не пойдет на поводу у монополий и не станет компенсировать им повышение налога ростом тарифов, это заставит их рачительнее управлять своей собственностью и своими расходами. А регионы получат дополнительный источник доходов для развития.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать