От редакции: Билет до Минска

Имперские амбиции дорого обходятся России. Белорусский президент Александр Лукашенко опять вернулся из Москвы с мешком подарков: он получил внутрироссийскую цену на газ и выгодный договор о его транзите, $2,5 млрд за половину убыточного «Белтрансгаза», кредит на $10 млрд и даже гарантию загрузки своей газовой трубы, несмотря на запуск «Северного потока».

Уже идут переговоры о приватизации пакета «Гродноазота» с «Сибуром» и «Роснефтью», «Нафтана» – с «Лукойлом», Мозырского НПЗ – с «Роснефтью», МТС – с АФК «Система», МАЗа – с «Русскими машинами» и госкорпорацией «Ростехнологии», «Интеграла» – с «Ростехнологиями». 

Экономического смысла в этой сделке для российской стороны не видят даже те люди, которые очень стараются. Политический выигрыш – это прекращение газовых войн с Белоруссией («Газпром» впервые в истории целиком завладел газовой трубой соседнего государства), допуск российского бизнеса к участию в приватизации белорусских активов и, если повезет, сговорчивость Украины в переговорах о продаже «Газпрому» украинской газотранспортной системы.

Украина могла бы тоже получить скидку на газ, разрешив «Газпрому» поглотить «Нафтогаз Украины». Учитывая запуск «Северного потока», который в перспективе лишит Украину больших доходов от газового транзита, это могло бы сработать. Но украинские политики возвели оборону своей газотранспортной системы чуть ли не в национальную идею, поэтому надежды «Газпрома» могут и не оправдаться.

Участию российского бизнеса в приватизации белорусских активов уже и так ничто не мешает: предоставление кредита «Евразэс» минувшим летом было жестко увязано с условием – Белоруссия должна получить от приватизации $7,5 млрд в течение трех лет. Чтобы выполнить это условие, Белоруссии придется продавать по одной компании уровня «Белтрансгаза» в год.

Получается, что массированная экономическая поддержка белорусской экономики, которую все эти годы проводит Россия, вот-вот даст свои плоды?

Будем надеяться. Только напомним, что за 16 лет российско-белорусской интеграции не появилось ни одной реально действующей совместной компании, а сама Белоруссия остается мировым лидером по различного рода нетарифным ограничениям для российского экспорта.