От редакции: Памяти Вацлава Гавела
Моральный авторитет, интеллектуал и одновременно эффективный политик – мы будем помнить Вацлава Гавела как человека, соединившего в себе несоединимое. Такие люди приходят к власти только во времена перемен, традиционные кадровые лифты их не пропускают.
И еще одно редкое совмещение: Гавел много сделал для крушения просоветского режима в своей стране, но он стал и первым строителем нового чешского государства. Его творчество драматурга и писателя вошло в противоречие с идеологическими установками государства еще в 1960-е гг. В 1970-е он стал одной из самых заметных фигур диссидентского движения. Избрание его президентом в 1989 г. на волне бархатной революции было логичным. Вроде бы нелогичным выглядит его политическое долгожительство: став президентом Чехии в 1993 г., он проработал два срока до 2003 г.
В парламентско-президентской республике Гавел, будучи ограничен в полномочиях, был скорее символом государства. За реформы отвечало правительство. С другой стороны, Гавел смог добиться консенсуса элит, предложить некий средний путь, который в итоге позволил Чехии мягко пройти экономический транзит, раздел со Словакией и стать полноправным членом ЕС. Гавела критиковали то справа, то слева, на второй срок он избрался с большим трудом. Однако ему удавалось сохранить моральный авторитет – и не только в стране, но и в мире. Летом 2011 г. именно после его обещания отказаться от немецкой премии «Квадрига» (2009 г.) оргкомитет пересмотрел свое решение и не стал присуждать премию Владимиру Путину.
К Гавелу никогда не было коррупционных претензий. Солженицынский призыв «жить не по лжи» был Гавелу близок и поколенчески, и диссидентски, и профессионально. Он часто казался наивным со своей пропагандой нравственности в политике, но разве не актуальны сейчас для нас слова его программного эссе «Политика и совесть» (1985 г.): «Сугубо личные понятия вроде добра и зла сохраняют свой однозначный смысл и способны поколебать, казалось бы, несокрушимую власть со всеми ее армиями солдат, полицейских и чиновников <...> политика «снизу», политика человеческая, а не аппаратная, политика, идущая от сердца, а не вырастающая из абстрактных тезисов, возможна».