Кирилл Харатьян: Навальный о мифе о Сталине

«Миф о Сталине – это миф о железном порядке, наведенном железной рукой. Для его развенчания кто-то другой должен навести порядок без всякой железной руки, т. е. просто по закону». Алексей Навальный, адвокат

Очень своевременное интервью взял Георгий Чхартишвили у Алексея Навального. Адвокат Навальный – один из главных движителей протестного стояния среднего класса в центре Москвы, а также других городов; теперь определенно понятно, что ничей он не проект – а значит, очень важно и уже давно пора узнать, каковы его взгляды.

(Отдельно хочется отметить редкий для рунета случай: прекрасный материал, который должны были бы уже давно приготовить профессиональные журналисты, сделался совершенно без их, т. е., пардон, нашего участия.)

Замечательное это интервью легкодоступно, нет смысла его пересказывать, каждый сам найдет интересные для себя высказывания. Лично для меня вынесенная в заголовок фраза Алексея Навального кажется самой существенной – с одной поправкой, о которой ниже.

Иосиф Сталин, к сожалению, действительно ключевой российский миф: якобы при нем государственные институты работали лучше, нежели теперь, «порядок был». Каждому в деятельности коммунистического палача видится свое: националистам – нелюбовь к инородцам, милитаристам – внимание к нуждам армии, империалистам – величие страны. И чем дальше уходит в прошлое его кровавое правление, тем меньше внимания уделяется миллионам погубленных жизней и тем больше – всем этим «достижениям»; а вопрос о том, были ли на самом деле при Сталине порядок, величие и отсутствие коррупции, попросту игнорируется.

Поэтому если вдруг в России когда-нибудь возникнет власть – не отдельный правитель, а власть, и в этом состоит поправка, о которой я предупреждал, – т. е. система управления, устраивающая граждан материально и морально, то Сталин перестанет быть мифом.

Забыть о нем, конечно, нельзя; больше того, для нормального развития общества сталинские нечеловеческие поступки должны быть подробно документированы, изучены и классифицированы; в особенности я бы надеялся на точное и беспристрастное описание его пагубной – по моему пониманию – роли в Великой Отечественной войне.

Глядишь, через эту историческую работу обнаружатся в российской и советской истории подлинные герои, люди, благодаря которым страна выжила и сохранилась. Сейчас-то мы их, кажется, не знаем.