От редакции: Заглянуть в сети

Аппарат правительства намерен заказать в 2012 г. 32 научные работы за несколько десятков миллионов рублей. В перечне исследований, опубликованных на сайте управления делами президента, особое внимание привлекают четыре-пять. Государство хотело бы узнать, как политические новости влияют на молодежную радиоаудиторию, насколько подписчики Facebook и Twitter интересуются политической и экономической информацией. Правительство также интересуется методами аналитической работы со СМИ в госорганах за рубежом.

Власть, похоже, осознала, что политизированная часть пользователей интернета и социальных сетей – это не узкая группа маргиналов. Манифестации протеста против фальсификаций итогов выборов не только подтвердили организационную эффективность соцсетей. Они показали, что сетевое сообщество способно само формировать мнение наиболее активной общественной группы современной России – среднего класса крупных городов, городской молодежи – и влиять на настроения остальной части общества.

Подобные исследования проводятся учеными. Елизавета Савруцкая и Сергей Устинкин из Нижегородского лингвистического университета, опросив около 3000 юношей и девушек в возрасте 15–23 лет в 2006 и 2011 гг., выяснили: для молодежи интернет является более важным и достоверным источником информации, чем традиционные СМИ, в том числе телевидение. В 2011 г. сеть была предпочтительным источником информации для 62% опрошенных, тогда как ТВ – для 25%. В этой ситуации стремление властей понять, как именно интернет и соцсети формируют мнение своей аудитории, выглядит логичным и оправданным. Кроме того, похожие исследования проводятся зарубежными исследовательскими центрами, их результаты изучаются госорганами многих стран, власти пытаются нащупать болевые точки и вести диалог с обществом.

Теперь интересно, каким будет «техническое задание». Важно также, кто выиграет конкурс – независимая организация или центр, близкий к госструктурам или спецслужбам. Среди последних распространено мнение о необходимости разработки программ «минимизации агрессивного влияния интернета на формирование ценностных ориентаций и мотивацию поведения молодежи».