Кирилл Харатьян: Программа Прохорова будет приятна разобиженному на власть избирателю

Есть такая легенда, относящаяся к началу осени прошлого года, будто партия «Правое дело», которую тогда еще возглавлял Михаил Прохоров, очень быстро набирала популярность – даже чересчур быстро; поэтому-де в Кремле и приняли решение отстранить лидера Прохорова, чтобы не вносил сумятицу в спокойное течение думских выборов.

В эту легенду не очень верится, да и теперь известно, что было все не так, – но смысл в ней, конечно, есть: в отсутствие возможности голосовать против всех люди, решившие, что уже хватит игнорировать выборы, готовы голосовать за наименее противного. А поскольку все остальные фигуранты выборного процесса, кроме Михаила Прохорова, не меняются – фактически – 15–20 лет, то наименее противным выглядит любой новый персонаж, пусть он даже миллиардер.

Так что самовыдвижение нового для российской политики Михаила Прохорова в президенты и 2 млн подписей, собранных в его поддержку, выглядят, во-первых, логичным продолжением думской истории, а во-вторых, очевидным шагом для руководителей российской политики: чтобы не концентрировать протестное голосование на каком-то одном кандидате, надо развести их как можно больше.

Кандидат (хочется надеяться) Прохоров и программу такую предлагает, чтобы было приятно разобиженному на власть избирателю: интегрироваться в Европу! вернуть государству честный суд! значительно увеличить самостоятельность регионов! – и адресуется к тем людям, которые, как он написал в своей статье для The Guardian на чудесном советском английском языке, выросли без портрета Ленина на стене. (Сам-то Михаил Прохоров даже в КПСС успел почленствовать, чего уж там.)

И очень даже понятно, зачем ему это: будучи явно непроходным кандидатом и выполняя важную политическую функцию, он наверняка рассчитывает и как следует развлечься – со второй-то попытки, – и угодить высокому начальству, которое наладилось подозрительно часто бранить миллиардеров от залоговых аукционов, и посодействовать пропаганде себя как нового бизнесмена, который теперь не на добычу сырья ориентируется.

Ничем не плох план. Разве что к президентским выборам отношения не имеет.