Лучшие фильмы-2011

У киноманов есть привычка составлять списки лучших фильмов года (месяца, десятилетия, вечности – зависит от степени помешательства на кинематографе). Привычка дурная, и обычно я ей сопротивляюсь, но иногда все-таки с удовольствием поддаюсь. 2011-й был не самым скучным годом в кино, почему бы не посчитать зрительские трофеи.

По-хорошему, этот субъективный список нужно было вывесить к новому году, но я хотел дождаться, во-первых, выхода в прокат нескольких не успевших к нам до праздников фильмов, а во-вторых, оскаровских номинаций. Хотя ни то, ни другое почти не меняет дела. Разве что в десятке, которую я составил для себя в конце декабря, изменилась одна позиция. И то лишь потому, что посмотренный на Каннском фестивале чудесный фильм Аки Каурисмяки «Гавр» не значится в ближайших планах наших прокатчиков.

Рамки для отбора простые, старомодные: в десятке только фильмы, побывавшие за год в российском прокате. Исключение сделано для «Артиста», которого прокатчики придерживают до «Оскара». И не зря: «Артист» наверняка получит главную статуэтку. Пояснения к списку будут минимальными, про восемь из 10 фильмов я уже писал, поэтому поставлю к ним ссылки на рецензии. Итак:

10. “Охотник” (Бакур Бакурадзе). Самый недооцененный отечественный фильм года. И, на мой взгляд, самый глубокий. Больше российских фильмов в десятку не вошло, но упомяну значимые: «В субботу» Александра Миндадзе, «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Елена» Андрея Звягинцева.

9. “Человек, который изменил всё» (Беннет Миллер; оригинальное название Moneyball, конечно, гораздо красноречивее). По недосмотру не отрецензированная в «Ведомостях» спортивная драма про революцию в бейсбольном менеджменте. Не слишком увлекательная тема? Я тоже так думал, пока не начал смотреть. Захватывает почище любого триллера. Спасибо в первую очередь сценаристам (среди которых Аарон Соркин, работавший, в частности, с Финчером над «Социальной сетью»), во-вторых, актерам Брэду Питту (интересно, кстати, как он начинает переходить на возрастные роли, хотя выглядит по-прежнему великолепно) и особенно Джоне Хиллу, который блистательно вышел из привычного комического амплуа. У фильма шесть оскаровских номинаций (лучший фильм, две мужские роли – Брэд Питт и Джона Хилл, сценарий, монтаж и звуковой монтаж). Чтобы получить удовольствие, в правилах бейсбола разбираться не обязательно.

8. “Красный штат” (Кевин Смит). Неожиданно серьезная работа известного американского пересмешника. Злая сатира на фундаменталистов любого толка и на спецслужбы, которые в экстренных ситуациях действуют по принципу “вали всех, бог узнает своих”. Комического мало, крови много.

7. “Артист” (Мишель Хазанавичус). Изящная, легкая, очень зрительская и при этом стопроцентно синефильская комедия про звезду немого кино, переживающего крах после прихода в кинематограф звука. Фильм черно-белый, немой, но с сюрпризом: момент появления звука обыгран очень смешно. Практически каждая сцена – цитата из голливудской классики (узнавать отсылки – отдельное удовольствие). Десять номинаций на “Оскар” и почти никаких сомнений, что лучшим фильмом американские киноакадемики назовут именно этот. Бонус: очень талантливая собачка в роли собачки главного героя.

6. “Меланхолия” (Ларс фон Триер). Ну какая же десятка без фон Триера. На этот раз он сделал нам почти до приторности красиво (оперно, гламурно). Про конец света.

5. “Кожа, в которой я живу” (Педро Альмодовар). Один из самых тонких фильмов знаменитого испанца (хотя и притворяется триллером про пластическую хирургию). Отдельные аплодисменты – за самый остроумный хэппи-энд, который только можно вообразить.

4. Restless (Гас Ван Сэнт; никак не могу смириться с российским прокатным названием “Не сдавайся”). Нежнейшее кино, иронично и любовно обыгрывающее традиции литературного романтизма. Изумительной красоты Мия Васиковска: кроме Ван Сэнта и его оператора Харриса Савидеса так снимать эту актрису не умеет никто.

3. “Развод Надера и Симин” (Асгар Фархади). Победитель Берлина-2011, главный кандидат на “Оскар” за лучший фильм на иностранном языке. Никакого восточного колорита, вполне универсальная история. Режиссура неброская, но превосходная.

2. “Шпион, выйди вон!” (Томас Альфредсон). Экранизация шпионского романа Джона Ле Карре, сделанная с безупречно деликатным эстетизмом. Оператор Хойте ван Хойтема творит чудеса. В Америке англоязычный дебют шведа Альфредсона не оценили: всего три “оскаровских” номинации (адаптированный сценарий, музыка и роль Гэри Олдмана).

1. “Древо жизни” (Терренс Малик). Фильм, космические амбиции которого оправдываются хотя бы тем, что Малик изменяет материю кино почти на генетическом, молекулярном уровне. Больше так не умеет снимать никто в мире. Каннская Золотая пальмовая ветвь.

Уфф. А теперь – дискотека: фильмы, на которых я загонял внутреннего критика под стол, а при попытках сопротивления пинал ногами. В общем, то, что по-английски называется guilty pleasures, хотя стыдиться тут совершенно нечего.

“Ковбои против пришельцев” (Джон Фавро). Глупейший сюжет, зато очень весело.

“Зеленый шершень” (Мишель Гондри). Кристоф Вальц в роли трогательного злодея, переживающего, что он нестрашный.

“Запрещенный прием” (Зак Снайдер). Кино, фигурирующее в списках худших фильмов-2011, но оставим эту оценку моралистам. Картина визионерская и очевидно перверсивная. Диву даешься, как Снайдеру дают $82 млн на такие фантазии.

“Спящая красавица” (Джулия Ли). Юная актриса Эмили Браунинг играет почти то же, что в “Запрещенном приеме”, только в более глубокомысленном сюжете.

PS к рецензии: у Энди Уорхола, честно говоря, есть и тот идеальный фильм, к которому стремится картина Джулии Ли – с пятичасовым планом спящего человека. Ничто не ново.

“Война богов: бессмертные” (Тарсем Сингх). Роскошное, визуально безудержное кино не об античных богах и героях, а о варварском восхищении живописью Ренессанса и барокко.