Арно Калика: Пополнение без призыва

С того времени как во Франции в 1997 г. было принято решение отменить срочную военную службу, французская армия пережила крупные реформы, в числе которых было, к примеру, значительное снижение численности личного состава. В составе французской армии в настоящее время в сухопутных войсках числится 120 000 человек, в военно-морском флоте – 54 000, в военно-воздушных силах (ВВС) – 55 000. Не нужно забывать также о нескольких десятках тысяч гражданских служащих. (При населении Франции в 65 млн человек доля военнослужащих (230 000 человек) составляет 0,35%, при населении России в 143 млн человек и заявленной численности вооруженных сил в 1 млн человек их доля в населении составляет 0,7%.)

Таким образом, по численности военного состава Франция больше не занимает лидирующих позиций в мире. Тем не менее, для того чтобы иметь возможность принимать участие в военных операциях, направленных на поддержание мира, а также иметь возможность эффективно защищать свои территории, Франция начала придерживаться новой политики, касающейся военных резервов. Сейчас этот резерв состоит из оперативного и гражданского.

Резервист оперативного резерва полностью интегрирован в действующую армию. В соответствии со своим статусом военные резервисты выполняют те же самые функции, что и другие военные, для которых служба в армии является основным занятием. Во время прохождения службы у них такие же зарплаты и такой же уровень социальной защиты. 58 000 резервистов оперативного резерва служат в среднем 20 дней в году.

Гражданский резерв состоит из 3000 человек, половина которых никогда не служила в армии. Оригинальность французской системы резерва состоит в том, что он имеет эти две составляющие – оперативный и гражданский резервы. В обоих случаях резерв состоит из добровольцев, выбранных благодаря их компетенции и готовности к службе.

Миссией оперативного резерва является поддержка вооруженных сил и генерального штаба. В 2010 г. уровень участия резервистов оперативного резерва в экспедиционных операциях значительно вырос. К примеру, в первый раз из числа резервистов был набран целый взвод, который отправился выполнять операции на Балканах. Самые большие «потребители» оперативных резервистов – сухопутные войска и жандармерия.

В гражданском резерве дела обстоят по-другому. Критикуемый долгое время за то, что он является резервом только для проведения вечеринок и коктейлей, в настоящий период гражданский резерв становится необходимым для армии инструментом лоббирования и влияния на промышленников и политиков. Статус такого резервиста – доброволец государственной службы, а его миссия – пропагандировать военный патриотизм и связь армии и нации. Этот резерв особенно эффективно используется флотом и ВВС, у последних даже есть собственная ассоциация ADER, объединяющая гражданских резервистов. Члены этой ассоциации (банкиры, страховщики, бизнесмены других секторов, адвокаты) предоставляют свой опыт и связи на службу ВВС и передают позитивную информацию из армии каждый в своей профессиональной среде. Эта работа проводится корректно и сдержанно, если не сказать скрытно. В ВМФ принцип функционирования гражданского резерва аналогичный с достаточно строгим отбором резервистов. К примеру, если резервист приходит только для того, чтобы пощеголять в униформе, ничего не делая полезного для армии, его могут уволить из резерва через год после начала службы. Генеральное управление вооружений (DGA) также имеет свой гражданский резерв, но он пока находится в стадии становления.

Для вербовки добровольцев в состав резерва французское министерство обороны решило организовать партнерство с предприятиями, для чего был создан специальный комитет. Его функцией является поиск резервистов в регионах. Предприятия призывают подписывать контракты с армией о службе своего персонала в резерве для того, чтобы продемонстрировать свое гражданское сознание и патриотизм. Сейчас французские предприятия не могут запретить резервисту отслужить пять дней в году в армии. В противном случае их ожидают взыскания со стороны государства. Но, несмотря на то что многие предприятия заинтересованы в поддержании отношений с министерством обороны, менее 100 из них являются на сегодняшний день партнерами армии в сфере поддержки резерва.

Целью министерства обороны является наличие в 2015 г. 80 700 резервистов оперативного резерва (40 000 из которых – для национальной жандармерии), способных привлекаться для службы в течение в среднем 25 дней в году. Что же касается гражданского резерва, то по причине его скрытности планы в его отношении держатся «под пальто».