От редакции: Голландский транзит

Правительство объявило войну офшорам. А сколько денег недополучает российский бюджет из-за использования офшорных юрисдикций? Ответить точно на этот вопрос трудно, но представить себе масштабы ухода от налогов можно, к примеру, с помощью таможенной статистики.

Вы удивитесь, но с 2005 г. крупнейшим покупателем российских товаров неизменно выступает Голландия, оставляя далеко позади таких важнейших торговых партнеров России, как Китай, Германия и Италия.

За последние 10 лет российский экспорт в Нидерланды вырос в 12 раз. В 2001 г., в начале первого путинского срока, Россия экспортировала в Нидерланды товаров на $4,7 млрд. В 2010 г. эта цифра выросла до $53,9 млрд. Полные данные за 2011 г. еще не опубликованы, но за январь – ноябрь 2011 г. российский экспорт в Нидерланды достиг уже $56,4 млрд.

Однако есть одна странность: эти цифры примерно в 3 раза больше, чем показывает голландская статистика, которая учитывает только реально поступившие в страну товары. Согласно данным нашей таможни, в Нидерланды в 2007–2010 гг. отправилось товаров на $189 млрд, а по голландской статистике, объем российского экспорта за тот же период только $65,6 млрд. Остальное прошло через них транзитом.

В чем секрет? Нидерланды в традиционном смысле, конечно, не являются офшором, однако благодаря обширной сети соглашений об избежании двойного налогообложения они предоставляют нулевые или очень низкие налоги на проходящие через них потоки дивидендов, роялти от интеллектуальной собственности, процентов по кредитам, объясняет старший менеджер компании «Грант Торнтон» Надежда Зубкова.

Голландия – популярнейшая резиденция холдинговых структур. С участием голландских компаний можно строить схемы, позволяющие очень сильно экономить на налогах. Самая распространенная – когда голландским трейдером владеет компания, зарегистрированная на Арубе или других островах, являющихся частью Королевства Нидерланды. Прибыль может получать голландская «дочка», но потом она переводит ее антильской «маме», а та уже платит налог на прибыль по ставке 2%, а не 25%, как в Нидерландах. «Дочке» уже ничего доплачивать не приходится.

По налоговой нагрузке Нидерланды сопоставимы с Кипром. Но в отличие от классических офшоров Нидерланды – это страна ЕС с высшим кредитным рейтингом ААА.

Она помимо налоговой экономии дает зарегистрированным там компаниям доброе имя и дешевый выход на мировые финансовые рынки. Неудивительно, что это горячо любимая россиянами юрисдикция: Нидерланды на первом месте по объему вывезенных туда российских инвестиций (на конец сентября 2011 г. накоплено $26,1 млрд), даже на Кипр вывезли меньше.

Что же утекает из России через Голландию в виде экспорта? Практически все наши главные экспортные товары. В первую очередь – нефть, газ и нефтепродукты. Согласно российской таможенной статистике, в 2007–2010 гг. Россия экспортировала нефти и газа в Нидерланды на общую сумму $155,6 млрд. А голландская экономика получила почти втрое меньше (на $57,4 млрд). Российского никеля в Голландию поступило в 7 раз меньше, чем ушло из России (на $1,9 млрд вместо $13,6 млрд), алюминия – в 4 раза меньше (на $0,8 млрд вместо вывезенных $3,5 млрд), железа и стали – почти вдвое меньше (на $2,3 млрд вместо $3,8 млрд). Остальное пошло транзитом. Возможно, к офшорным трейдерам.

Не возьмемся утверждать, что 2/3 нашего экспорта были злонамеренно уведены из-под российских налогов. В конце концов, Роттердам – крупнейший торговый порт, через который грузы отправляются по всему миру. И тем не менее сверхпопулярность голландского транзита выглядит не случайной.

В 90-х гг. была шутка: если весь российский алюминий, вывезенный через Багамы, сгрузить на Багамах, они затонут. Современный вариант, видимо, такой: если всю российскую нефть, вывезенную через Голландию, вылить там же, она затопит пол-Европы.