Кирилл Титаев: Как сделать полицию эффективной

В правоохранительных органах выдали январскую зарплату. Как и было обещано в ходе реформы МВД, она существенно выше прошлогодней. Точный размер повышения еще предстоит оценить, но, по большинству свидетельств, реальная сумма на руки выросла не менее чем в 1,5 раза. При этом оклады увеличились практически двукратно, но поменялась система надбавок, причем поменялась по-разному в разных подразделениях. Россия наконец пришла к ситуации, когда рядовой полицейский получает сумму, которая равна средней зарплате по стране, а мало-мальски квалифицированный специалист (опер в районном отделе, дознаватель, старший участковый и т. п.) – в 1,5–2 раза больше.

Понятно, что такие надбавки не особо ощутимы в Москве за счет огромной разницы в доходах между москвичами и остальными жителями России. Однако те 30 000–40 000, которые получил в этом январе нормальный оперативник или старший наряда ППС с 2–3-летним стажем, – это вполне нормальная зарплата, позволяющая ожидать, что работой в органах полиции заинтересуются квалифицированные и социально адаптированные люди. Еще три года назад, когда постовой милиционер получал примерно вдвое меньше средней зарплаты по стране, ожидать, что найдутся сколько-либо адекватные люди, которые захотят пойти на такую работу, было наивно.

Однако теперь предстоит следующий, гораздо более сложный этап развития российской правоохранительной системы, поскольку нужно создать ситуацию, в которой пользу от повышения полицейских зарплат почувствуют простые граждане. То есть необходимо сделать так, чтобы повышение зарплаты привело к росту профессионализма полицейских.

Почти два года назад (в апреле 2010 г.) Институт проблем правоприменения опубликовал исследование, которое показывало, что эффективность правоохранительной деятельности связана не только с размером финансирования на одного правоохранителя (т. е. с зарплатой), но и зависит от количества работников этой системы. Причем зависит следующим образом: эффективная полиция не может быть большой. На сегодняшний день даже с учетом сокращений численность всех подразделений МВД и других силовых структур (кроме армии) все равно достигает 0,8% населения. То есть, если не учитывать женщин, работающих в этих структурах, как минимум 3 из 100 работоспособных мужчин носят погоны и получают зарплату, обмундирование, кабинеты и прочее за счет налогоплательщика. По этому показателю Россию обгоняет только Белоруссия. Соответственно, российская полиция должна быть сокращена как минимум в 1,5 раза.

При этом сокращения должны быть, во-первых, реальными, а во-вторых, структурными. Так, сокращаться должны не только должности, должны быть уволены люди, их занимающие. Однако за последние годы система МВД поднаторела в создании иллюзий сокращения. В ходе реформы было сокращено огромное количество наименее оплачиваемых и потому пустующих должностей. Другой массовый прием, который в ходе реформы использовало МВД, – это переименование должности. Например, недавно у начальников РОВД ликвидировали заместителя по тылу. Что это означает? Просто то, что тот же самый человек в том же самом кабинете и с теми же самыми функциями стал называться «начальник тыла» без добавления «заместитель начальника РОВД».

Структурность сокращений означает, что правоохранительным органам нужно избавиться от несвойственных функций и сократить нефункциональные подразделения. Например, полностью вывести из состава МВД и приватизировать подразделения вневедомственной охраны и распустить ОБЭПы. Или радикально сократить численность штабных и тыловых подразделений с параллельным запретом на прикомандировывание к штабам сотрудников «с земли» (массовая практика, когда человек числится в низовом подразделении, например оперативником, а на работу ходит в штаб ГУВД и пишет там отчеты).

Наряду с простыми сокращениями необходимо создать условия для того, чтобы росла пропорционально зарплате квалификация сотрудников правоохранительных органов. Для этого нужно, во-первых, упростить систему увольнения. Сейчас, особенно в низовых подразделениях, отношение к кадрам такое же, как в армии. Возникает ощущение, что руководители считают, что сотрудников никуда, кроме как в расход, не денешь.

Во-вторых, надо улучшать условия работы. Множество квалифицированных и честных сотрудников покинули ряды правоохранительных органов не столько из-за нищенских зарплат, сколько из-за огромного количества бессмысленной (в том числе бумажной) работы и бытового хамства начальников.

В-третьих, нужно создать прозрачную систему найма, благодаря которой станет возможно занятие должностей в полиции (теперь уже неплохо оплачиваемых) более квалифицированными, а не более близкими начальству сотрудниками.

Грамотная и немедленная реализация этих мер позволит не просто подкормить определенную социальную группу повышением зарплат, но и дать простым гражданам почувствовать результаты полицейской реформы.