"Суперджет" с сертификатом: критикам пора сменить мелодию

Первым российским пассажирским авиалайнером, получившим европейский сертификат норм летной годности от европейского сертификационного органа EASA, стал "Суперджет" разработки компании "Гражданские самолеты "Сухого". Российский сертификат получен "Суперджетом" еще год назад, это позволило начать его эксплуатацию в Аэрофлоте" и армянской авиакомпании "Армавиа". Получение сертификата, тем более международного от такой уважаемый структуры, как EASA - событие, сравнимое по значимости с первым полетом в биографии коммерческого воздушного судна.

"Суперджет" можно справедливо считать проектом, подвергшимся самому разнузданному поруганию со стороны как авиационной, так и просто недовольной состоянием российской промышленности общественности. "Суперджет" никогда не полетит" - этот лозунг преследовал самолет до его первого полета в 2008 г., затем пластинка сменилась на "Суперджет никогда не пройдет испытания", "никогда не будет перевозить пассажиров", "никогда не получит европейский сертификат" и так далее.

Причин столь острой нелюбви к "кукушонку" российского авиапрома (а самолет называли и так) было несколько. Главная - зависть со стороны других отечественных КБ, а также украинского КБ Антонова к тому факту, что руководителю "Сухого" (а ныне президенту ОАК) Михаилу Погосяну удалось вскрыть государственную кассу и обеспечить разработку нового самолета, а его конкурентам - нет. Кроме того, в России вообще принято ругать самих себя больше, чем мы того заслуживаем. Это мне довелось услышать не от какого-то квасного патриота, а от топ-менеджера одной из французских компаний, участвующих в кооперации по производству "Суперджета". Кстати, по поводу широкого участия иностранцев в разработке и поставке комплектующих претензий было больше всего, и "Суперджет" часто называли западным, а не российским самолетом. При этом никто и не думает называть западными бразильские или китайские лайнеры аналогичного класса, в которых импортных комплектующих еще больше.

Сейчас критикам этого детища Михаила Погосяна следует, пожалуй, сменить мелодию. Вероятно, теперь они будут упирать на то, что проект, который уже стоит более $1,5 млрд, никогда не окупится. Что ж, это действительно самый сложный этап. В прошлом году точка безубыточности "Суперджета" оценивалась в 260 машин, вероятно, этот показатель увеличится. Но несмотря на большие трудности, серийное производство этого самолета действительно разворачивается, чего нельзя было сказать о других отечественных машинах, производство которых за последние 17 лет не превышало пяти однотипных самолетов в год.