От редакции: Государство как учитель истории

Отечественная история и ее освещение в массовом сознании снова в центре внимания политиков. Владимир Путин обеспокоен качеством изучения истории в школе. Во время поездки в Курган премьер признался учителям, что от изложения прошлого в некоторых учебниках у него «волосы дыбом встают». Он уверен в необходимости выработать общие взгляды в изучении истории и других гуманитарных наук. Путин считает, что низкое качество и разнобой в изложении истории и других предметов – следствие чрезмерного (1300, по его словам) числа изданий, которые используются в школе. Он предложил Министерству образования «навести разумный порядок» в этой сфере.

Хотелось бы понять, что именно, помимо количества книг (и букв в них), возмутило Путина в области преподавания истории: низкое качество, неправильные авторы, след госдепа? Действительно, учебников много и качество их часто невысоко. Минобрнауки рекомендовало на будущий 2012/13 учебный год 2146 учебников для начальной и средней школы. Гриф «допущено» имеет еще 384 книги. По истории рекомендовано 183 пособия, допущено 22. Обилие книг вызвано не только коммерческими интересами авторов и издателей. Это следствие вариативности программ обучения, уровней образования, наконец, многонациональности и поликонфессиональности нашей страны, которые недавно Путин защищал в одной из предвыборных статей. Вопрос не в количестве учебников, а в качестве экспертизы, которая должна скрупулезно отсеивать книги, авторы которых допускают ошибки и передергивают факты ради продвижения своей концепции. Или отбивают у учеников вкус к изучению увлекательного и важного для гражданского воспитания предмета скучным перечислением банальностей.

Владимир Путин в первый президентский срок сформулировал свое видение учебников по этой дисциплине. В ноябре 2003 г. на встрече с историками он призвал излагать в пособиях «исторические факты, воспитывающие у молодежи чувство гордости за свою страну» (вскоре Минобрнауки исключило из списка допущенных учебник Игоря Долуцкого по всеобщей истории). В мае 2007 г. экс-спикер Госдумы Борис Грызлов пообещал, что учебники истории будут проходить обязательную регистрацию, предусматривающую экспертизу на правильность изложения исторических событий.

В мае 2009 г. была создана комиссия по борьбе с фальсификациями истории при президенте, а в годовщину начала Второй мировой войны в сентябре 2009 г. Дмитрий Медведев потребовал «навести порядок в этом вопросе» (преподавание истории в школе).

Дмитрий Медведев с ностальгией вспоминал собственные школьные годы, когда советские учебники «создавали целостные представления о том, что было в прежней жизни, что было в истории России, да и всего мира». Но по отношению к истории нужна не жалкая ностальгия, а твердые знания. Нужна не пропаганда непогрешимости государства, а пропаганда знания и умения понимать, в чем государство в России было право, а в чем нет. Если первые лица страны стремятся выработать государственную политику в истории, то следует заняться не ограничением числа школьных учебников, а воспитанием исторической памяти – в частности, памяти о репрессиях, принудительном труде, уничтожении крестьянства, уничтожении интеллектуальной элиты общества.

Государство должно содействовать тому, чтобы память о жертвах государственных преступлений времен СССР не исчезла вместе с уходящими поколениями. Должно государство и твердо заявить о своем отношении к тем, кто совершал те преступления. Напомним, что Медведев один раз высказался по этой теме очень верным образом (видеоблог от 30 октября 2009 г.). Но одной реплики мало. В России до сих пор не существует национального музея государственного террора – есть только региональные и частные. Нужна государственная поддержка в деле составления списка всех репрессированных – работа, на которую нужно время и ресурсы. Книг по русской истории (и букв в них) должно быть не меньше, а больше.