От редакции: Добываем деньги

Жалуясь на нехватку денег в бюджете и повышая налоги, правительство «прощает» нефтяникам и «Газпрому» минимум по $20 млрд в год. Это суммарная стоимость налоговых льгот, субсидий и других форм государственной поддержки, которую получают производители углеводородов в России.

Подробные расчеты опубликованы вчера в докладе Всемирного фонда дикой природы (WWF) «Государственная поддержка добычи нефти и газа в России: какой ценой?». Авторы выявили около 30 схем предоставления государственных субсидий производителям нефти и газа в России только на федеральном уровне. Правда, лишь 17 схем получилось оценить в конкретных суммах, но и этого достаточно, чтобы убедиться: нефтегазовая отрасль в нашей стране существует в очень благоприятных условиях. Государство каждый год дарит ей примерно 11,4% нефтегазовых доходов федерального бюджета.

На чем экономят нефтяники и газовики? Основной объем госсубсидий приходится на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и экспортные пошлины – в сумме их пониженные ставки дают экономию $9,8 млрд из $14,4 млрд всей господдержки по итогам 2010 г. Другими существенными формами господдержки были льготы по тарифу на прокачку по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан ($1,1 млрд), уменьшение налога на прибыль за счет расходов на геологоразведку и НИОКР (минимум $0,6 млрд), ускоренная амортизация ($0,6 млрд), госфинансирование геологоразведочных работ ($284 млн). Еще около $4,9 млрд за счет разного рода субсидий в 2010 г. сэкономили участники соглашений о разделе продукции (СРП). Итого российская поддержка нефтегазовой отрасли, считая операторов СРП, достигает почти $20 млрд в год.

Конечно, не одна Россия пользуется такими мерами. Вопрос в суммах и целях. Например, в Норвегии в ходе аналогичного исследования было выявлено девять программ государственной поддержки добычи нефти и газа общей стоимостью около $4,4 млрд. Большая часть норвежских льгот – это ускоренная амортизация и компенсация расходов на геологоразведку. В США поддержка добычи – $5 млрд в год, в Канаде (только нефть) – $2,8 млрд в год.

В России пониженная налоговая нагрузка часто обосновывается тем, что без льгот невозможно заинтересовать компании осваивать новые месторождения, особенно в отдаленных районах и на шельфе. Это разумный аргумент.

Но по сравнению с другими странами в нашей есть один перекос: господдержка у нас направлена на экстенсивное развитие отрасли, а не на эффективное использование имеющихся месторождений. Минэнерго ссылается на опыт других добывающих стран, но между нами есть существенная разница: США, Норвегия и Канада уже в значительной степени исчерпали возможности повышения отдачи традиционных месторождений, а Россия нет. Фактический коэффициент извлечения нефти в США оценивается на уровне 35% (данные за 1999 г.) и 46% для всей нефтегазоносной провинции Северного моря (данные за 2007 г.). В России же в 2009 г. этот коэффициент достиг всего 20%.

По расчетам WWF, если повысить коэффициент извлечения нефти на российских существующих месторождениях всего на 5%, это приведет к увеличению начальных извлекаемых запасов на 4 млрд т. Это превышает запасы многих неосвоенных месторождений. Так, извлекаемые запасы неосвоенного Приразломного (месторождение на арктическом шельфе в Печорском море) – всего 72 млн т.

Кроме того, в нашей стране субсидии часто даются в индивидуальном порядке и бывают связаны с политическими задачами. Один из примеров – «Газпром», которому в течение трех лет (2011–2013) государство предоставит субсидий на 24,5 млрд руб. только под один проект: газификацию Дальнего Востока. Ради саммита АТЭС в рамках этой программы был построен дорогостоящий газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Государство компенсирует «Газпрому», как основному акционеру проекта «Сахалин-2», разницу в цене газа, который концерн фактически покупает сам у себя, а потом продает потребителям по внутренней, более низкой цене.