От редакции: Медведев будет слабее Фрадкова

Близость президентских выборов неизбежно порождает разговоры о том, что будет после. Поскольку результат выборов более или менее предопределен, важной частью таких разговоров становятся прогнозы изменений в правительстве. Какие-то изменения уже происходят: появились новые вице-премьеры, обсуждаются варианты структурных реформ вроде разделения Минздравсоцразвития (см. статью на стр. 01) или слияния Минтранса с Минсвязи (см. «Ведомости» от 21.02.2012). Но эти подвижки или слухи о подвижках пока не дают представления о том, как новое правительство будет решать не выдуманные, а подлинные задачи, стоящие перед страной.

Эксперты говорят, что инвесторы затаились в ожидании нового правительства и нового премьера. Если президентом станет Владимир Путин, на формирование правительства будут влиять три основных фактора: уже застарелая необходимость радикальных и все более непопулярных экономических реформ; чрезвычайно опасная структура расходов бюджета – и до выборов социальная часть была раздута, а кандидат Путин еще наобещал дополнительно на 5,1 трлн руб. к 2018 г. только в социальной сфере (по подсчетам Центра макроэкономических исследований Сбербанка); система семейственных и деловых связей, наработанная членами правительства за предыдущие годы. Правительство, которое сможет удовлетворять всем требованиям, будет правительством супергероев.

Будет ли это правительство Дмитрия Медведева? Путин, объявив о рокировке в тандеме, практически обнулил политический рейтинг Медведева. Пообещав другу премьерское кресло, Путин заранее выбрал себе даже не технического, а просто слабого премьер-министра. Возглавив правительство, Медведев не станет эквивалентом Михаила Фрадкова: Фрадков был премьером во времена высочайшего рейтинга Путина и экстенсивного роста экономики при благоприятной внешней конъюнктуре. Сейчас конъюнктура очень нестабильна (хотя нефть и дорога), внутренний износ экономики велик, рейтинг Путина значительно упал и серьезного потенциала для роста у него нет.

В таких условиях в идеале нужен как раз не технический и не слабый, а сильный премьер-министр с собственной политической программой. Но это, конечно, теория.