От редакции: Как делать партии

Обсуждение президентских поправок в закон «О политических партиях» близко к кульминации. Вчера рабочая группа администрации президента под руководством Вячеслава Володина обсуждала предложения думских партий и внепарламентской оппозиции (см. статью на стр. 02). Между тем совет Госдумы неожиданно сократил время внесения поправок к ключевому, второму чтению закона на две недели: теперь их можно предлагать только до 15 марта. Вероятно, депутаты хотят поскорее порадовать страну новой политической системой: облегченным порядком регистрации и повседневной жизни партий. Однако в законодательстве, определяющем порядок создания и работы партий, стахановские темпы вряд ли уместны.

От правил игры в этой сфере зависит доступ людей к рынку политических услуг. Они открывают (или, наоборот, закупоривают) легальные каналы гражданской активности через постоянное участие в выборах разных уровней и возможность регулярной ротации власти. Например, во Франции партии создаются по закону 1901 г. «Об ассоциациях» в уведомительном порядке, их численность не ограничена, а госорганы не вправе отказать партии в регистрации. В Германии согласно конституции партии создаются свободно, закон о партиях требует от них лишь устава и четкого названия, не напоминающего наименований конкурентов. Во Франции действует около 100 партий, в ФРГ – несколько сотен.

Существующие сейчас по российскому закону «О политических партиях» административные барьеры немыслимо высоки: минимальная численность в 40 000 членов, большой объем обязательной отчетности перед Минюстом и избиркомами, нечетко прописанные нормы об отказе в регистрации и ликвидации, оставлявшие простор чиновничьему усмотрению. Все это превратило партийное строительство в забюрократизированную сферу, куда допускались лишь доверенные или аффилированные структуры. Власти пользовались законом, чтобы стерилизовать отечественную политику, превратить ее в собрание симулякров. Самостоятельные, созданные «снизу» политические объединения удалялись с поля (Республиканская партия), меняли руководство (Демократическая партия) или не регистрировались («Левый фронт»).

Искусственная регламентация политического поля бессмысленна. Не стоит опасаться, что многочисленные партии дезорганизуют политическую жизнь и управление государством.

Конкуренция программ и идей быстро отделяет действительных участников политического процесса от диванных и местечковых партий: в Национальной ассамблее Франции представлены четыре партии, в немецком бундестаге – пять.

Президентские новеллы, снижающие минимальную численность партий до 500 человек и сокращающие отчетность перед Минюстом (раз в три года вместо ежегодной), по мнению экспертов, облегчают доступ новых независимых игроков на политическую арену. Однако поправки в нынешнем варианте сохраняют ряд барьеров, которые оставляют бюрократам возможность отсекать нежелательных игроков. Член рабочей группы Аркадий Любарев рассказал «Ведомостям», что из законопроекта не изъяты пункты о возможности отказа в регистрации из-за «несоответствия устава требованиям закона», Минюст и его региональные органы могут ликвидировать партию в случае сокращения ее численности или непредоставления списка членов. Внесение поправок в реестр юрлиц по-прежнему должно согласовываться с Минюстом. Кроме того, сохраняется обязанность партий и их филиалов предоставлять ежеквартальные отчеты о поступлении и расходовании средств Центризбиркому и региональным комиссиям.

Перечисленные барьеры на пути партийного строительства желательно снять. В частности, предлагается внести в закон процедуру предварительного обсуждения устава с Минюстом для устранения возможных противоречий с законом. Кроме того, если норма об отказе в регистрации сохранится, необходимо строго ограничить его причины, а право решения передать суду. Поправки к закону о партиях, радикально меняющие его смысл, требуют кропотливой проработки.