Гуриев, Цывинский: Никогда не отдавай приказа, если не уверен, что его выполнят

Президент Дмитрий Медведев 6 марта подписал указ о награждении Габриэля Гарсиа Маркеса российским орденом Почета. Пожалуй, главный урок для политиков Маркес сформулировал в своем романе «Осень патриарха», главный герой которого говорил своему сыну: «Никогда не отдавай приказа, если не уверен, что его выполнят!»

На следующий день, 7 марта, Центризбирком признал Владимира Путина избранным президентом России. Успех нового президентства Путина зависит как раз от того, удастся ли ему добиться исполнения своих предвыборных обещаний и поручений. Вопрос не в том, что нужно делать: это как раз хорошо известно. Во время предвыборной кампании Путин сформулировал и то, чего он хочет достичь, и то, что он собирается делать, для того чтобы реализовать намеченное. Вопрос в том, почему он не делал этого раньше и, если он не смог этого сделать раньше, почему он все-таки сможет сделать это сейчас.

Что предлагает Путин? С основными положениями его статьи «Нам нужна новая экономика», опубликованной 30 января в газете «Ведомости», трудно не согласиться. Это и снижение роли государства в экономике, и улучшение бизнес-климата, и повышение эффективности госрасходов, и снижение инфляции, и борьба с «системной коррупцией», и повышение налогов на роскошь, алкоголь и табак, и многое другое. Сам Путин и другие политики, множество экспертов, включая и нас, в наших колонках много писали о необходимости этих изменений.

Логика экономической программы Путина очень проста. Во время предвыборной кампании Путин сделал целый ряд обещаний в социальной и оборонной сфере. Удастся ли их выполнить? Ответ на этот вопрос зависит от того, что произойдет с экономикой. Если не удастся повысить темпы роста экономики до обещанных Путиным 6% в год, то для того, чтобы обеспечить лояльность избирателей Путина, просто не хватит денег. Пропадут главные козыри Путина: социальная стабильность и рост доходов населения. А если к недовольству традиционных избирателей Путина прибавить готовность среднего класса в крупных городах к массовым протестам, то президентство Путина может закончиться гораздо раньше 2018 г.

К этому может привести как острый экономический кризис (например, вследствие падения цен на нефть), так и замедление долгосрочных темпов роста. Сейчас российский бюджет в гораздо большей степени зависит от цен на нефть, чем пять лет назад (для сбалансированности бюджета нужны нефтяные цены на уровне $110–120 за баррель – вдвое выше, чем перед предыдущим кризисом). Поэтому добавление дополнительных социальных и оборонных расходов при низких темпах роста рано или поздно закончится плохо.

Понятно и то, что без реформ ускорение темпов роста крайне маловероятно. Докризисные резервы роста исчерпаны. Для нового этапа экономического роста необходимы повышение эффективности и новые инвестиции. Для повышения эффективности и инвестиций нужны стимулы и ресурсы. Чтобы создать стимулы, необходимо защищать права собственности, бороться с коррупцией и создать настоящую конкуренцию. Для этого, в свою очередь, необходимо сократить долю государства в экономике, резко снизить барьеры для ведения бизнеса и инвестиций (включая иностранные) и снижать, а не повышать налоги на тех, кто зарабатывает, – подоходный и социальный налог. Для того чтобы сбалансировать бюджет, необходимо ликвидировать откаты, победить фирмы-однодневки и повысить налоги на алкоголь и табак. Для того чтобы создать недорогие инвестиционные ресурсы, необходимы более развитый финансовый сектор, снижение инфляции, пенсионная реформа.

Этот список можно продолжать и дальше. Все эти меры не только содержатся в статье Путина в «Ведомостях», они много раз обсуждались и в выступлениях премьер-министра и правительственных программах – начиная с написанной еще в 2000 г. «программы Грефа» и заканчивая недавней (пока еще не принятой) «Стратегией-2020». Более того, именно об этих приоритетах говорят и оппоненты Путина – Михаил Прохоров и Алексей Навальный.

Почему же ни выдвижение Путина в президенты, ни публикация его экономической программы, ни его победа на выборах не остановили отток капитала из России? Видимо, и отечественный бизнес, и иностранные инвесторы уже устали верить обещаниям и теперь готовы полагаться только на дела, а не на слова. Лишь заявлений о необходимости улучшения инвестиционного климата уже недостаточно.

Как мы узнаем, удалось ли выполнить программу Путина? Некоторые количественные показатели назвал и сам кандидат в президенты: например, Россия должна перейти со 120-го места в мировых рейтингах по легкости ведения бизнеса на 20-е место. Инфляция должна снизиться до 4–5% уже к 2014–2015 гг. Правительство Путина пообещало к 2017 г. выполнить поручение президента Медведева о полной приватизации всех ключевых госкомпаний (за исключением блокирующих пакетов в инфраструктурных компаниях). Путин считает возможным сэкономить 1–2% ВВП на борьбе с откатами. Несколько процентов ВВП удастся заработать при сборе НДС в случае победы над фирмами-однодневками. И главное – отток капитала сменится притоком, а темп роста вырастет до обещанных 6–7% в год.

Маркесовский Генерал Вселенной хорошо знал, что «единственная ошибка, которой не может себе позволить человек, облеченный властью, – это приказ, отданный без уверенности в его выполнении». Несмотря на это, он отдавал себе отчет в том, что большинство его приказов на самом деле не исполняется. Будем надеяться, что в области экономической политики следующий срок Путина не будет похож на «Осень патриарха». В противном случае ему трудно будет спорить со своими оппонентами, у которых будут все основания утверждать, что с путинской программой они справятся лучше, чем сам Путин.